Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи проекта:
формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
обогащать (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;
использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий;
привлечь родителей к проектной деятельности.
Актуальность проекта: Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.
Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.
Материально-технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.
Методическое обеспечение проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.
Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители (законные представители).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.
II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки.
III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; Видеоролик о профессиях родителей «Все профессии важны»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта.
Ожидаемые результаты для детей и родителей: В процессе тематической деятельности 90% детей расширили свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; многие выражают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У 70% родителей воспитанников появилась твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, родители приняли активное участие в проекте.
Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Все профессии важны» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Литература:
Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
Примерный тематический план проекта
Месяц
Модули проекта
Задачи
Формы проведения
Материалы, оборудование
Сентябрь
Диагностика знаний детей о профессиях
Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.
Беседа, обсуждение, опрос и т.п.
Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.
«Профессии в детском саду»
Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов.
Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме.
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям и др..
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др.
Октябрь
«Профессии моих родителей»
Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей.
Подготовка детьми и родителями презентации или альбомов с фотографиями о работе родителей.
Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др.
Ноябрь
«Врач»
Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод и др.
Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др.
Тематические презентации, иллюстрации и др.
«Парикмахер», «Косметолог»
Знакомить с особенностями профессий парикмахера и косметолога.
Беседы, обсуждения, экскурсии в салон красоты, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, расчёска, стрижка, причёска, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и др.
Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина».
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».
Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.
Участие родителей в мероприятиях, занятиях, акции «Все профессии важны».