Актуальность Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуюто значительном снижении познавательной активности детей. У детейнедостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является Лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектнойи самостоятельной деятельности детей, тематической недели,
Зачем нужен Лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбуки с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбук является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проектаили тематической недели.
5. Лэпбукможет быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбукможно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Объединяя обучениеи воспитание в целостный образовательный процесс, дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
Объект проекта:современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: использование лэпбук в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбук в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Предполагаемый продукт проекта: создание лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации "Лэпбук - это интересно!",презентация для педагогов "Лэпбук: от идеи до воплощения", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков "Создаем вместе".
Цель: научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать ЛЭПБУК и учить работать с ним.
Задачи:
Познакомить детей с понятием (ЛЭПБУК) и вызвать интерес к изготовлению интерактивной папки.
Развивать у детей умение планировать предстоящую деятельность, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Формировать самостоятельность, навыков взаимоотношений с друзьями
ЛЭПБУК- разновидность метода проекта Создание ЛЭПБУКА содержит все этапы проекта 1. Целеполагание ( выбор темы) 2. Разработка ЛЭПБУКА (составление плана) 3. Выполнение (практическая часть) 4.Продукт проекта (красочная тематическая папка)
Материалы для ЛЭПБУКА: Что нужно для изготовление ЛЭПБУКА? 1. Лист формата А4. 2. Готовые шаблоны по выбранным темам. 3. Ножницы, клей-карандаш, скотч, цветные карандаши, фломастеры 4. Цветная бумага, принтерная бумага, цветной картон. 5. Журналы, книги. 6. Безграничная фантазия. 7. Ленточки.
Этапы работы над ЛЭПБУКОМ: - на подготовительном этапе знакомство детей с понятием (ЛЭПБУК), рассматривание интерактивной книги. - основной этап – это создание ЛЭПБУКА по задуманной теме каждого ребенка. - на заключительном этапе планируем организовать выставку в детском саду полученных ЛЭПБУКОВ. Привлечение родителей воспитанников
Используемая литература:
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
Подготовительный этап-знакомство с ЛЭПБУКОМ, выбор тем для своей работы
Основной этап- изготовление интерактивной папки (ЛЭПБУКА)
Заключительный этап. Оформление выставки лэпбуков в ДОУ
В результате создания и использования ЛЭПБУКА у детей формируется: - умение планировать предстоящую деятельность; - взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; - искать нужную информацию, обобщать её систематизировать; - правильно использовать устную речь, выражать свои мысли и желания; - интерес к участию в совместной деятельности; - познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Заключение
Целью данного проектабыло изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуковдля апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.
Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.