Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер – токарь,
прекрасный мастер – врач, так должен
и может быть прекрасным мастером педагог.
А.С. Макаренко
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивировало нас на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. Изучая журнал «Дошкольное образование» меня заинтересовал цикл публикаций посвященных лэпбукам – незаменимым обучающим методическим пособиям, которые прекрасно впишутся как в условия детского сада, так и в домашнюю жизнь ребенка. Их можно делать вместе с детьми постепенно наполняя и обогащая в процессе.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Кстати, совершенно необязательно (и даже, совсем, нежелательно) выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Изучив опыт работы педагогов по использованию лэпбуков по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по изучению с детьми правил дорожного движения. Ведь детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Лэпбук служит эффективным средством закрепления правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЦЕЛЬ: закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города посредством использования лэпбука «Дорожная азбука».
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствовать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на
дорогах.
2. Формировать у детей дошкольного возраста основы дорожной безопасности, навыки предвидении опасных дорожных ситуаций.
3. Развивать у детей необходимые качества, такие как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность.
4. Воспитывать в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами
безопасного поведения на дороге.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Образовательные:
· Дети овладели базовыми правилами поведения на дороге.
· Умеют предвидеть и разрешать опасные дорожно-транспортные ситуации.
· У детей сформированы самостоятельность и ответственность в действиях на дороге;
· Сформирован устойчивый познавательный интерес.
Воспитательные:
· Сформирована культура поведения в процессе общения с дорогой.
· Привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
· У детей сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам.
· Развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЭПБУКА
Технология изготовления легка, проста и нам всем, думаю, знакома. Что-то в этом есть от детских девических тетрадок с анкетами и потайными кармашками, и от школьной стенгазеты одновременно
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - животные, насекомые, птицы, времена года, предметы быта.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание ваших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.
3. Для каждой темы выберите подходящую мини-книжку.
4. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это нарисуйте на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
5. Теперь дело за малым – создание шаблона папки в соответствии с макетом в натуральную величину.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук.
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
· Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками. Створки папки открываются и закрываются. Посередине основная страница.
· Обычная бумага. Можно использовать в своих лэпбуках цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
· Ножницы.
· Клей-карандаш для бумаги (я его люблю больше, чем ПВА).
· Степлер.
· Скотч.
Возьмите плотную бумагу формата А3 или два листа формата А4 и сложите их вот так:
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
В качестве примера уже готовой папки я представляю лэпбук на тему «Дорожная азбука».
Лэпбук «Дорожная азбука» включает в себя 9 развивающих элементов для детей дошкольного возраста.
1. Мини-книжка «Стихи» - в книжечку со стихами о ПДД я собрала несколько особо понравившихся мне стихотворений, которые с детьми читаем, отвечаем на вопросы по тексту, некоторые стихотворения учим наизусть.
2. Мини-книжка «Загадки» – в ней собраны загадки о дорожных знаках, транспорте.
3. Раскладушка-игра «Расставь правильно дорожные знаки» - помогает развивать память, внимание, закреплять название дорожных знаков.
4. Кармашек с карточками «Найди нарушителей» - картинки с ситуациями помогают развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города, воспитывать грамотных пешеходов.
5. Мини-книжка с карточками «Дорожные ловушки» - способствует формированию навыка предвидения и разрешения опасных ситуаций.
6. Кармашки для игры «Распредели дорожные знаки по группам» - с помощью игры закрепляем знания о дорожных знаках, формируем умение соотносить знак с группой.
7. Кармашек «Раскраски» - дети выбирают картинку, раскрашивают, одновременно закрепляем правила дорожного движения, развиваем воображение, мелкую моторику.
8. Мини-книжка «Стихи о дорожных знаках» - читаем, знакомимся с дорожными знаками.
9. Кармашек с игрой «Собери знак и назови его» - развиваем восприятие, закрепляем название знаков.
В результате получилось очень здорово, я сама не ожидала, что мне так понравится делать лэпбук. Думаю, что наш первый проект про правила дорожного движения далеко не последний. В планах сделать подобные книжечки по номинациям (узким темам), таким как: «История возникновения правил дорожного движения», «Появление светофора», «Правила поведения и обязанности пешеходов (пассажиров)» и т.д.
Таким образом, использование лэпбука при организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечивает успешность по реализации ФГОС ДО, помогает сформировать целевые ориентиры, в частности такого как «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены», является эффективным механизмом освоения навыков безопасности дорожного движения.