Совместное взаимодействие педагогов и родителей по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом национальностей, проживающих на территории поселка Айхал, будут содействовать социо - культурному и патриотическому развитию, приобщению к общечеловеческим ценностям и развитию духовно - нравственного сознания.
Проблема проекта:
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Актуальность проекта
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»
Россия - страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов – важное достижение всех россиян.
Россия – дом для многих народов. Наша страна имеет богатый опыт выстраивания взаимоотношений между представителями различных этносов, культур, создания условий для сохранения разными народами своей веры, родного языка и обычаев. Только понимая и уважая друг друга, бережно относясь к вере и национальным традициям, мы сможем обеспечить мир, порядок в нашем Отечестве и его процветание.
С ранних лет надо прививать детям любовь к малой и большой родине, уважение к другим народам, культурам. Чтобы вырастить детей патриотами, надо знакомить их с народной культурой. Фольклор – это мудрость, отобранная сотнями поколений. К фольклору относят не только песни, танцы, сказки, былины, частушки, но и народную педагогику, игры, обряды, праздники. Песни, сказки передают опыт предков, нравственные заповеди и нормы.
В нашем детском саду воспитываются дети разной этнической принадлежности. Не смотря на то, что дети – еще маленькие члены нашего общества – они, зачастую осознают свою национальность и вероисповедание.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
В связи с этим наш детский сад реализует проект «Дружба народов».
Новизна проекта:
заключается в том, что что дети совместно с родителями усваивают сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.
Цель проекта:
Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей народов заселяющих малую родину.
Задачи реализации проекта:
Формировать представление детей об обычаях, быте и традициях людей разных народностей, заселяющих малую родину.
Воспитывать уважение и чувство толерантности к людям разных народностей.
Развивать художественное восприятие, эстетический вкус к литературным и музыкальным произведениям разных народностей, проживающих в Якутии.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности, активизировать словарь детей через чтение литературных произведений народов мира.
Скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Создать банк методических материалов и картотек по ознакомлению с культурой разных народов.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- У дошкольников сформировано представление об обычаях, быте и традициях людей разных народностей, заселяющих малую родину.
- Ребенок самостоятельно проявляет инициативу в рассматривании репродукций картин, участвует в беседах, проявляет интерес к творческой деятельности и культуре разных народностей.
- Ребенок способен проявлять чувство уважения к и толерантности к людям разных народностей.
- Активизировалось взаимодействие с семьями воспитанников по воспитанию уважение и толерантности к людям разных национальностей.
- Создан банк методических материалов, картотеки подвижных игр, мультфильмов, музыкальных и литературных произведений разных национальностей
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к культуре и традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников детского сада, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива детского сада с образовательными и культурными структурами посёлка Айхал.
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный
Изучение литературы, подбор материала, фотографий, сказок и рассказов, музыки, игр.
Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
Создание образовательной, игровой среды по приобщению детей к истории разных народов.
Взаимодействие с родителями по обогащению развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
Подбор музыкальных произведений, мультфильмов, подвижных игр по данной тематике.
Подготовка цикла бесед об особенностях разных культур.
II этап – основной
Рассматривание фотографий национальных костюмов, блюд, обычаев и праздников.
Посещение краеведческого музея.
Чтение художественной литературы (сказки народов мира).
Художественная деятельность по ознакомлению с культурой разных народов.
Прослушивание музыки разных народностей.
Просмотр мультфильмов из картотеки «Гора самоцветов».
Разучивание подвижных игр.
Разучивание национальных танцев различных народностей (студия «Самоцветы»)