Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта может быть отражена именно в проекте «Школа». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Зачем я пойду в школу?
- Умным быть. – Данил Г.
- Много чего знать. – Максим Ч.
- Физкультуру делать. – Вова А.
Чему учат в школе?
- Учёбе. – Ася
- Учению. – Максим Б.
Чему ещё учат в школе?
Чем ещё занимаются в школе?
А в школе интересно?
Спросим у воспитателя.
Спросим у мамы
Найти в интернете
Посмотреть на диске
Спросим у папы.
Посмотреть в телевизоре
Прочитать в энциклопедии
Вывод:
Не все дети чётко понимают, зачем пойдут в школу и чем будут там заниматься.
Не у всех детей проявляется интерес к школе в целом.
Виды деятельности:
игровая
познавательно-исследовательская
коммуникативная.
1 этап. Разработка проекта.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Предполагаемый результат:
воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы,
повышение социальной и познавательной активности,
целенаправленное формирование у детей интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь
повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
2 этап: План мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта
Сентябрь
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Беседа на тему «День знаний»
2.Чтение:
В.Берестов «Первое сентября»
3.Дидактические игры:
«Что возьмём с собой в школу»
Имеет представление о празднике, об учебных заведениях; проявляет уважение к труду педагогов; формирование положительного отношения к обучению в школе; проявляет желание получать знания.
2 неделя
1.Рассматривание и составление рассказа по картине А.Кречетова «Первое сентября»
2.Чтение:
Л.А.Арсенова «Что такое школа?»
3.Дидактические игры:
«Раз, два, три…поскорей ты назови»
Связно и последовательно описывает картину, понимает содержание картины, устанавливает связи между объектами, отвечает развёрнутыми предложениями. Формируется положительное отношение к школе; знакомится с названиями школьных принадлежностей, проявляет интеллектуальные способности.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Чему учат в школе?» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Мудрым никто не родился, а научился.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно
Обогащаются впечатления детей, формируется музыкальный вкус, эмоционально воспринимает музыку.
Проявляет интерес к малой фольклорной форме, улавливает скрытый смысл образного выражения, объясняет его.
Проявляет положительное отношение к обучению в школе.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «День знаний»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
В.Берестов «Кто живёт в портфеле»
Э.Мошковская «Подружки идут в школу»
В.Голявкин «Вот что интересно»
3. Советы для родителей будущих первоклассников.
Имеет представление о школьной жизни, выполняют роль в соответствии с сюжетом, владеют средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты), создают игровую обстановку задуманного сюжета, усвоены моральные нормы, упрочнены навыки вежливого обращения.
Октябрь
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Беседа на тему «Режим дня школьника»
2.Чтение:
Б.Заходер «Перемена»
3.Дидактические игры:
«Режим дня дошкольника»
Знакомится с особенностями распорядка дня школьников, способен сделать выводы о пользе режима. Способен понять юмористический жанр произведения. Проявляет интерес к игре, расширены навыки личной гигиены, проявляет аккуратность, организованность, трудолюбие.
2 неделя
1.Целевая экскурсия к зданию школы.
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Упустить минутку – потерять час.
Кто поздно встаёт, тот дня не видит.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
3.Подвижная игра-тренинг:
«Перемена»
Проявляет наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать педагога. Проявляет инициативу и любознательность с целью получения знаний. Знаком с пословицами и поговорками, отражающими распорядок дня, участвует в обсуждении. Ориентируется в пространстве, умеет ходить и бегать врассыпную не сталкиваясь, проявляет ловкость, внимание.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Если б не было школ» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Работаешь сидя -отдыхай стоя.
Кончил дело – гуляй смело.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Эмоционально воспринимает музыку, подпевает, выполняет произвольные танцевальные движения в такт мелодии. Знаком с пословицами и поговорками, отражающими распорядок дня, участвует в обсуждении. Проявляет положительное отношение к обучению в школе.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «Перемена»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
М.Зощенко «Пора вставать»
К.Драгунская «Когда я была маленькая»
3.Консультация для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»
Участвует в распределении ролей, действует в соответствии с принятой на себя ролью, развивает сюжет, проявляет творческие способности, согласовывает игровые действия с партнёрами по игре, проявляет дружеские взаимоотношения, позитивное отношение к процессу обучения.
Ноябрь
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Рассказ воспитателя на тему «Кто работает в школе»
2.Чтение:
А.Борто «Звонки»
3.Словесная игра:
«Да - нет»
Имеет представление о людях, которые работают в школе, знаком с названиями профессий, проявляет уважение ко всем сотрудникам школы. С интересом воспринимает произведения об обучении в школе. Активизируются процессы мышления, слухового внимания. Проявляет желание учиться, получать хорошие отметки.
2 неделя
1.ИЗО-деятельность «Школа моей мечты»
2.Чтение:
В.Морга «Что ждёт меня в школе»
3.Дидактические игры:
«Отыщи предметы»
Выбирает материал для своего изображения по своему желанию и собственной задумке, проявляет творческую активность. Имеет представление о школьных принадлежностях, развивает зрительное внимание, наблюдательность.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Дважды два-четыре» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Учиться никогда не поздно.
Есть терпенье-будет и уменье.
Знание собирается по капле.
Эмоционально воспринимает музыку. Знаком с тем, что в пословицах и поговорках скрыта народная мудрость, понимает и объясняет смысл, стремится к своевременному употреблению их в речи. Проявляет положительное отношение к обучению в школе.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «В школе»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
В.Голявкин «В шкафу», «Невезёт»
А.Барто «В школу», «Стали грамотными»
3. Консультация для родителей «Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей в подготовительной к школе группе»
Имеет представление о школьной жизни, выполняют роль в соответствии с сюжетом, владеют средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты), создают игровую обстановку задуманного сюжета, усвоены моральные нормы, упрочнены навыки вежливого обращения.
Декабрь
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Беседа на тему «Кто такой учитель»
2.Чтение:
Н.Найдёнова «Новая школа»
3.Дидактические игры:
«Что изменилось?»
Имеет представление о профессии учитель. Проявляет положительное отношение к обучению в школе. Проявляет внимание, тренирует кратковременную память, целенаправленно запоминает информацию, проявляет настойчивость, желание думать.
2 неделя
1.Экскурсия в школу
2.Чтение:
О.Повещенко «Учитель»
3.Словесная игра:
«Доскажи словечко»
Имеет представление о школьной обстановке и атмосфере, проявляет интерес к школе и учебным навыкам, проявляет личностную готовность к обучению в школе, не испытывает тревожности и страха перед поступлением в школу.
Проявляет наблюдательность и сосредоточенность, расширен словарный запас.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Наша школьная страна» (сл. К.Ибряева, муз. И.Чичкова)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Золото добывают из земли, а знания из книги.
С книгою жить, век не тужить.
Эмоционально воспринимает музыку, проявляет положительное отношение к обучению в школе.
Проявляет интерес к обсуждению, стремится к своевременному употреблению пословиц и поговорок в своей речи.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «Учитель ведёт урок математики»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
Ю.Вийра «Дедушкины валенки»
3.Консультация для родителей подготовительной группы
«Играем в выдающихся математиков»
Имеет представление о действиях учителя на уроке, выполняет действия в соответствии с ролью (родители приводят своих детей в школу, учитель рассаживает учеников, начинается урок математики).
Январь
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Рассматривание сюжетного изображения «На уроке»
2.Чтение:
А.Барто «По дороге в класс»
3.Словесное упражнение:
«Назови какой»
Проявляет интерес к рассматриванию картины, понимает содержание, ясно выражает свои мысли во время беседы. Проявляет положительное отношение к обучению в школе. Проявляет интерес к игре, подбирает правильные определения к понятиям.
2 неделя
1. Заучивание скороговорки
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
2. Пальчиковая гимнастика:
«В школу осенью пойду»
3. Словесное упражнение:
«Что с собой возьмём мы в школу»
Проявляет положительное эмоциональное настроение, знаком со школьными принадлежностями.
Развивается мелкая моторика рук, координация движений пальцев рук.
Проявляет положительное отношение к обучению в школе.
3 неделя
1. Слушанье музыкального произведения «Первоклашка» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского)
2. Обсуждение пословиц и поговорок:
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка - река, с книг – знания.
Эмоционально воспринимает музыку, проявляет положительное отношение к обучению в школе.
Проявляет интерес к обсуждению, стремится к своевременному употреблению пословиц и поговорок в своей речи. Проявляет нравственные качества личности, развито образное мышление и память.
4 неделя
1. Сюжетно-ролевая игра «Урок физкультуры»
2. Эстафета «Собери портфель»
3. Рекомендации родителям для чтения дома:
К.Мелихан «Беседа»
4. Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»
Стремится к организации в игровой деятельности сюжетов из школьной жизни, проявляет дружеские взаимоотношения в игре, согласовывает игровые действия, проявляет желание учиться в школе, позитивное отношение к процессу обучения, испытывает любовь и уважение к труду учителя.
Имеет представление о школьной библиотеке и о профессии библиотекарь, знаком с правилами пользования библиотечной книгой. Развивается интерес и любовь к книгам, бережное к ним отношение, желание учиться в школе. Создаёт игровую обстановку для игровых действий, развивается диалогическая речь.
2 неделя
1.Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если ты порвал книгу?»
2.Чтение:
Т.Блажнова «Будем с книгой дружить!»
3.Дидактические игра:
«По сторонам посмотри, то что нужно нам найди»
Проявляет бережное отношение к книге, предлагает несколько вариантов решения, участвует в обсуждении. Зрительно находит в окружающей обстановке предметы, которые имеют отношение к обучению в школе, развиваются зрительное внимание, память.
3 неделя
1.Вечер загадок «Школьные принадлежности»
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Книга мала, да ум придала.
Книга – друг человека.
3.Дидактические игра:
«Кому что нужно для работы»
Расширяются представления о школе, знаком с назначением школьных принадлежностей, проявляет находчивость, сообразительность. Знаком с важностью и полезностью изучения и применения пословиц и поговорок. Определяет профессию по перечисленным трудовым действиям.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «В школьной библиотеке»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
С.Жупанин «Я - библиотекарь»
Н.Валуева «Книжная страна»
3. Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».
Воссоздаёт в сюжете игры раннее полученные знания, самостоятельно создаёт игровую обстановку сюжета, проявляет творческое воображение, художественно-речевую и интонационную выразительность речи.
Март
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.Беседа на тему «Правила поведения в школе»
2.Чтение:
А.Барто «Сегодня классная доска…»
3.Дидактические игра:
«Можно - нельзя»
Знакомится с тем, что школа – общественное место, где детям и взрослым необходимо соблюдать обязательные правила поведения. Узнаёт правила по изображениям, называет их, участвует в обсуждении, проявляет интерес и позитивный настрой к обучению в школе.
2 неделя
1.Проблемная ситуация «Одноклассница заболела и не пришла в школу. Как поступят одноклассники?»
2.Чтение:
Н.Забила «Маленькая школьница»
3.Дидактические игра:
«Для чего мы ходим в школу?»
Знакомится с понятием одноклассник и одноклассница, проявляет инициативу при нахождении способов разрешения ситуации, предлагает свои варианты, делает выводы, знаком с культурой общения, способен к состраданию. Проявляет интерес к игре, выполняет движения в соответствии с правилами.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Нарядные пятёрки» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского)
2. Дидактические игра:
«Продолжи»
Знакомится с новой песней о школьной жизни, проявляет интерес к слушанию музыкальных произведений, формируется положительное отношение к школе. Знакомится с правилами поведения на уроке.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «Школьники»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
В.Голявкин «Как я под партой сидел»
3. Консультация для родителей«Как дошкольник становится школьником?»
Проявляет интерес к играм, которые отражают школьную жизнь, использует для сюжетов игр ранее полученный опыт, считается с мнениями партнёров по игре, учитывает их возможности и желания, проявляет доброжелательность, дружеские взаимоотношения. Формируется положительное отношение к школе.
Апрель
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.ОБЖ «Один дома»
2.Чтение:
В.Берестов «Читалочка»
3.Дидактические игра:
«Найди отличия»
Знакомится с правилами поведения, которые обеспечивают безопасность ребёнка дома, знакомится с опасными ситуациями, которые встречаются в жизни. Способен произвольно переключать и распределять внимание. Проявляет заинтересованность к умению читать.
2 неделя
1.Чтение:
А.Барто «Первый урок»
2.Дидактические игры:
«Хорошо - плохо»
«Школьные нелепицы»
Имеет представление о школьной жизни, проявляет наблюдательность, внимание. Знакомится с правилами поведения в школе, проявляет адекватную оценочную деятельность, анализирует собственные поступки и поступки окружающих людей.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Марш первоклассников» (сл. М. Фроловой, муз. В.Алексеева)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Учиться никогда не поздно.
Мало хотеть, надо уметь.
Старание и труд к счастью ведут.
Знакомится с новой песней о школьной жизни, проявляет интерес к слушанию музыкальных произведений, способен запомнить слова музыкального произведения, формируется положительное отношение к школе. Повышается уровень сознательности, нравственности, обогащается словарный запас.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «Готовимся к школе»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
С.Маршак «Первый день календаря»
Э.Мошковская «мы играем в школу»
3. Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Проявляет интерес к играм на школьную тематику, использует навыки и знания, полученные в процессе обогащения жизненного и игрового опыта, проявляет разнообразие и выразительность ролевых действий.
Май
Мероприятия
Цель - результат
1 неделя
1.ОБЖ «По дороге в школу»
2.Чтение:
З.Александрова «В школу»
3.Игра - соревнование:
«Первоклассник»
Расширяются навыки осознанного безопасного поведения на улице и знания о правилах дорожного движения. Знакомится с предметами, которые необходимы первокласснику для учёбы в школе, проявляет желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
2 неделя
1.Просмотр м/ф «В стране невыученных уроков»
2.Чтение:
И.Агеева «Первоклассники»
3.Дидактическая игра:
«Я вопрос задам, ты не скучай – поскорее отвечай»
Реализует эмоциональные потребности, понимает смысл, способен оценить поступки и характер главных героев. Имеет представление о школьной жизни, инициативен, быстро отвечает на вопросы.
3 неделя
1.Слушанье музыкального произведения «Здравствуй, здравствуй, первый класс!» (сл. В.Степанова, муз. С.Стемпневского)
2.Обсуждение пословиц и поговорок:
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает
Знакомится с новой песней о школьной жизни, проявляет интерес к слушанию музыкальных произведений, формируется положительное отношение к школе. Проявляет интерес к обсуждению, объясняет значение пословиц, раскрывает их смысл.
4 неделя
1.Сюжетно-ролевая игра «Школа»
2.Рекомендации родителям для чтения дома:
В.Голявкин «Вот что интересно», «Не везёт»
3. Консультация для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Использует связную монологическую и диалогическую речь в процессе игровой деятельности, отражает полученный ранее опыт из организации школьной жизни для отражения в сюжетных играх. Проявляет творческие способности, эмоционально-волевые усилия, проявляет дружеские взаимоотношения.
3 этап. Реализация проекта.
4 этап. Презентация проекта.
Итог работы:
Познавательная ценность:
Имеет представление о школьной жизни.
Повышение социальной и познавательной активности
Отражает полученный ранее опыт из организации школьной жизни для отражения в сюжетных играх.
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Воспитательная ценность:
Формирование положительного отношения к школе.
Сформированы интегративные качества, необходимые для успешного включения детей в школьную жизнь.