Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Ах ты, зимушка, зима!"»
Обособленное структурное подразделение «Теньгушевский детский сад №2»
МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Проект
«Ах ты, зимушка, зима!»
Воспитатель
Черашева Галина Михайловна
2023год
Участники проекта: Воспитатели данной группы, дети, родители воспитанников.
Вид проекта: творческо-информационный, познавательно исследовательский.
Срок реализации: 09.01. 2023г. - 28.02.2023г.
Форма проведения: групповая.
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, снег и град. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги. Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле действии. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек, и окружающая среда как они зависят друг от друга. С 4 - 5 лет ребенок активно накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому в ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. …Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Вызвать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиции. …Для решения поставленной цели в проекте не достаточно усилий только одного ДОУ. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Поэтому необходимо увлечь родителей жизней ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.
Цель проекта:
создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей;
обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
знакомить детей с характерными признаками зимы, замечать красоту природы;
формировать навыки исследования проекта;
развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности (украшение группы);
углубить представление детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период);
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах, животных (делать кормушки, подкормка птиц и зверей);
способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умение замечать изменения в природе (уметь выражать ее в рисунках, аппликациях, коммуникативных качеств.
Задачи проекта:
Обучающие:
расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой;
уточнять, обобщать и активизировать словарный запас;
формировать у детей представление о зиме, зимних явлениях природы;
формировать умение у детей принимать воображаемую ситуацию, обогащать их чувственный опыт, учить сравнивать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепки, аппликации, развивать творческие способности;
развивать связную речь, ее выразительность;
развивать память, мышление, внимание;
способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображения, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств;
развивать координацию движений и ориентировки в пространстве, мелкой моторике рук;
развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свои выбор, способствовать к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь, бережное отношение, укреплять здоровье детей, приобщить к здоровому образу жизни;
познакомить с зимними играми и забавами.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии воспитателя, детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Ожидаемым результатом работы над проектом является обогащение представления детей о зимнем времени года, развитии познавательных интересов, активности, любознательности. Умение развивать творческие, конструктивные способности. Передавая свое отношение к этому времени года, задачей нашего проекта было показать детям, всю красоту, сказочность зимних явлений. В проекте шли к стремлению добиться цели сопоставления сказочного мира с реальным. Формировать у детей информацию о зимних явлениях природы. Доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, развивать эмоциональную отзывчивость.
Подготовительный этап:
постановка цели, задачи;
изучение методической литературы;
разработка проекта;
подбор пособий для работы с детьми;
выбор форм работы с родителями;
определение объёма и содержания работы для внедрения проекта;
определение и формулировка ожидаемых результатов - результаты реализации проекта;
беседа с детьми для выявления знаний о зимних изменениях в природе;
Основной этап:
Исследовательская деятельность.
1.«Почему снег греет?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Оборудование: 2 пластиковые бутылки с теплой водой.
2. «Мыльные пузыри на морозе».
Цель: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой Оборудование: раствор с мыльными пузырями, воронка для переливания жидкости. Внимание опыт нужно проводить при температуре –3...–7°C.
3. «Таяние и замерзание воды».
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.
4. «Как работает термометр?»
Цель: Посмотреть, как работает термометр.
Оборудование: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
5.Исследовательская деятельность: определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
6.Опыт «Снег и лёд – вода» изменившая своё состояние под воздействием t Цель: помочь установить причинно – следственные зависимости и сделать выводы.
Беседы.
1. «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках». Цель: формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.
2.«Зимние виды спорта». Цель: - уточнить знания детей о зимних видах спорта; - пробудить интерес к физической культуре и спорту; - формировать у детей потребность в двигательной активности; - дать представления о важности, пользе занятиями спортом для здоровья.
3.«Зима».
Цель: систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
4.«Зимушка-зима».
Цель: уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы (холода, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, колючий, люди тепло одеты, деревья, кусты и трава под снегом, не растут, спят).
5. «Зимние забавы».
Цель: продолжать знакомить детей с зимой как: временем года, с зимними видами спорта; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, восхищаться красотой зимней природы, получать радость от зимних развлечений и забав.
6. «Особенности зимней природы».
Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры) особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой; поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе, округе; воспитывать любовь к родному городу, округу, краю.
7. «Признаки зимы».
Цель: уточнять и расширять знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный, колючий; люди тепло одеты: деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят); закреплять умения находить и узнавать зимующих птиц в природе (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря, учить видеть особенности их поведения зимой; упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
8. «Зимний спорт».
Цель: Знакомить с зимними видами спорта.
9. «Зимние травмы».
Цель: Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.
10. «Почему растаяла Снегурочка?»
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
11. «Как дикие звери готовятся к зиме?»
Цель: Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.
12. «Зимующие птицы».
Цель: Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.
13. «Беседа о домашних животных».
Цель: Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.
14. «Зимние явления в природе».
Цель: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь).
15. «Скользкая дорога».
Цель: познакомить с правилами поведения детей на дороге. Развивать разговорную речь, память. Воспитывать внимание.
16.«Кому зимой хорошо?»
Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.
17.«Гололед».
Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
18.«Можно ли зимой есть снег?»
Цель: учить высказывать свое мнение.
19. « Когда на улице мороз отморозить можно нос».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
20. «Зимой на горке».
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травм опасных ситуаций.
Подвижные игры.
1. «Два мороза».
Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.
2.«Снег кружится».
Цель: прививать умение выполнять характерные движения.
3.«Льдинки, ветер и мороз».
Цель: формировать интерес к физическим упражнениям.
4.«Я мороза не боюсь».
Цель: учить соблюдать правила в игре.
5.«Мороз-красный нос».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре.
6.«Снежная карусель».
Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя.
Цель: развивать двигательную активность детей на прогулке.
9.«Бездомный заяц».
Цель: учить соблюдать правила в игре.
10. «Веселые санки».
Цель: Закреплять умение играть с правилами.
11. «Воробьи – вороны».
Цель: Упражнять в беге по прямой.
12.«Мороз, Красный нос».
Цель: развивать двигательную активность детей на прогулке.
13.«Хоккей».
Цель: обучение элементам игры.
14.«Снежная баба».
Цель: развивать двигательную активность.
15.«Охота на зайцев».
Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.
16.«Передай снежок».
Цель:развивать внимание, ловкость, быстрый бег.
17.«Снежинки и ветер».
Цель: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
18.«По снежному мостику».
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
19.«Не будите медведя».
Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
20. «Не заморозь руки».
Цель: развить ловкость, волю.
Дидактические игры.
1.«Назови виды спорта». Цель: Учить детей правильно называть виды спорта, различать их, рассказывать о них. Вызвать желание заняться каким-либо видом спорта.
2.«Найди фрагмент». Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
3.«Собери снеговика». Цель: развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
4.«Что зимой бывает».
Цели: развитие представление о приметах зимы.Совершенствование связной речи.
5.«Что прячется за сугробом».
Цели:развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.
6.«Когда это бывает»
Цели:учить детей называть времена года по их признакам.Развивать мышление, память, внимание.
7. «Отгадай по описанию».
Цели: учить детей называть времена года по их признакам.Развивать мышление, память, внимание.
8. «Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме». Цель: закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
9. «Почему спит медведь?». Цель: развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
10.«Какой ветер дует?» Цель: закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
11. «В зимней столовой».
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.
Развивать умение подражать их повадкам.
12. «Назови зимние слова». Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
13. «Скажи, какой?» Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы.
14. «Продолжи предложение». Цель:уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
15.«Исправь ошибки». Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи – объяснения.
16. «Кто как из зимующих птиц голос подает?» Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
17. «Закончи пословицу о зиме». Цель:знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
18.«Что зимой бывает».
Цели: развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.
19.Волшебный мешочек».
Задачи: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
20. «Подбери слово».
Цели: активизировать словарь детей по теме, развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.
Чтение художественной литературы.
1. С. Городецкий. «Первый снег».
Цель: учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.
2. Русская народная сказка «Морозко».
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.
3. С. Есенин. «Поет зима — аукает…»
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении.
4. Н. Носов «На горке».
Цель: продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
5. Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
Цель: развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению.
6.Г. Скребицкий «Кто как зимует».
Цель: учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным.
7. П. Бажов «Серебряное копытце».
Цель: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.
8. С. Иванов «Каким бывает снег».
Цель: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию.
9. Г. Скребицкий «Четыре художника. Зима».
Цель: обогащать знания детей о зиме, разобрать образные выражения, встречающиеся в тексте.
10. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».
Цель: помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.
11.С. Черный «На коньках».
Цель: учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя, рассказывать о поступках, переживаниях персонажей; развивать образное мышление, связную речь.
12 Л. Воронкова «Снег идёт».
Цель: Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
13. В. Даль «Девочка - Снегурочка».
Цель: Создать условия для формирования интереса и потребности в чтении.
14. М. Клочкова «Снежинки».
Цель: Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега.
15.С. Козлова «Зимняя сказка».
Цель: Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
16.В. Берестова: «Снегопад».
Цель: Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
17.Русская народная сказка: «Снегурочка».
Цель: Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
1.Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
Цель: сформировать представление детей о пейзажной живописи, воспитывать любовь к зимним явлениям природы.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных в условиях зимнего периода.
Цель: уточнять представления детей о диких животных зимой.
3.Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: уточнять представления детей о зимующих птицах.
4.Рассматривание фотографии зимние забавы и зимние виды спорта.
Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта.
Творческая мастерская.
1.Конструирование «Сказочный дом».
Цель: закреплять умение строить сказочный домик по замыслу, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций, использовать умения планировать процесс создания сказочного дома.
2.Рисование «Зима».
Цель: учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
3.Конструирование «Ёлочные игрушки».
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой; создавать из бумаги объёмные фигуры; развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.
Цель: продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные - из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.
5.Рисование «Наша нарядная ёлка».
Цель: формировать умение детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков. Развивать образное восприятие, эстетические чувства ритма, образные представления.
6.Рисование«Снежинка».
Цель: учить детей рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.
Заключение
Результаты проекта
1. У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о приметах, о праздниках, забавах, играх.
2. Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о зиме.
3. У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.
4. Овладение детьми знаниями о времени года, природных явлениях, и их значимости в жизни человека, животных и птиц, о правилах поведения в природе, проявление интереса к исследовательской деятельности, опытам.
5. Повышение речевой активности детей, активизация словаря по теме «Зима», дети могут прочесть наизусть стихотворение о зиме.
6. Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок.