Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе
«9 Мая. День Победы»
Автор: Педагог высшей категории Кусакина А.Ю.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «9 мая - День Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Тип проекта: познавательный, групповой
Вид проекта: информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Возраст детей: старший дошкольный (5-6 лет)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Актуальность проекта: Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенной в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.
День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.
Цель проекта: Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи проекта
• Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
• Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.
• Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
• Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
• Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Предполагаемый результат проекта:
• Осознанное отношение детей к ветеранам Великой Отечественной войны и Дню Победы.
• Создание в группе предметно-развивающей среды, посвящённой Дню Победы в соответствии с требованиями ФГОС.
• Качественность полученных знаний и навыков, стабильный рост интереса детей к познанию.
• Формирование тесных внутрисемейных отношений, чувства гордости за свою семью, собственную сопричастность к празднику Победы.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
Подготовительный этап:
• Разработка перспективного плана по реализации проекта.
• Подбор методической литературы, в соответствии с ФГОС
• Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов, видеосюжетов, музыкальных произведений, посвящённых войне, песни военных лет.
• Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине.
• Анкетирование родителей.
• Выявление первоначальных знаний у детей о войне, о празднике победы.
• Информирование руководителя ДОУ, родителей и детей о предстоящем проекте.
• Разработка сценария мероприятия, конспектов бесед, консультаций, дидактических игр.
Этапы реализации проекта
1этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
4.Создание предметно – развивающей среды, для реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС.
2этап
1.Проведение тематических бесед с детьми, чтение худ.произведений по теме, дидактических игр, просмотр видеосюжетов.
2.Привлечение родителей к участию в проекте.
3.Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
Заключительный этап
Тематическое занятие «День Победы»
Обеспечение:
Материально-техническое:
Дидактические пособия и иллюстрации на тему Вов.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Итог проекта: Участие в утреннике и тематическое занятие.
Предполагаемый результат:
• сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
• закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении поделок.
• сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.
Содержание проекта:
Деятельность
Познавательная
Игровая
Продуктивная
Художественно - речевая
Занятие: «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»
Беседа: «День Победы 9 Мая»
Сюжетно-ролевая игра « Военные»
Дидактическая игра «Что в военном пакете?»
Рисование «Салют над городом»
Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш»,
Занятие «Земляки - фронтовики».
Беседа « История георгиевской ленточки».
Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»
Подвижная игра «Переправа через мост»
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Изготовление плаката для украшения группы
Слушание музыки
Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»
Занятие «Символы Победы - ордена, медали и знамена».
Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам.
Цель: прививать детям желание чтить память о погибших воинах - земляках, возлагая цветы к памятнику;
воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сюжетно - ролевая игра «Радисты»
Дидактическая игра «Великие люди России» Подвижные игры
«Письмо на ходу»
Подвижная игра «Кто быстрее?»
Изготовление из бумаги «Голубя мира»
Слушание музыки А. Аренский «День Победы
Чтение произведений П. Лесников «Наш флажок», А. Игебаев «День Победы», А.П. Гайдар «Поход»
С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
Комплексное занятие «Этот День Победы!»
Музыкальный праздник посвящённый Дню Победы. «Победой кончилась война!»
Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль»
Русские народные игры «Перетягушки»
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Аппликация «Георгиевская ленточка»
Стихи о Великой Отечественной войне.
Беседа: «Что такое героизм?»
Задачи: Формировать представления детей о лучших качествах человека, рассказать о героизме, вызвать стремление подражать героям. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам.
Настольно-печатная игра: «Военная техника»
Задачи: развивать мышление, закреплять знания наземный, водный, воздушный транспорт.
Д/и «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Рисование «Города-Герои»
Прослушивание песен военных лет «Смуглянка», «Журавли».
Чтение сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
Беседа: «Дети войны»
Задачи: Рассказать о подвигах детей-героев во время Великой Отечественной войны, как они наравне со взрослыми боролись с врагом и работали в тылу.
П/и «Помоги раненому»
Задачи: Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий.
Лепка «Военная техника»
Рассказы о детях-героях «Андрианов Ваня»
«Игра-викторина «День Победы»
Д/и «Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – Военные разведчики»
Раскраски по теме
Чтение Благинина Е. А. «Почему ты шинель бережешь?»
Модель реализации проекта
Образовательная область
Виды детской деятельности
Физическое развитие
Подвижные игры
«Разведка. » Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, меткость.
«Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
«Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
«Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.