Проект программы по внеурочной деятельности "Мой край.МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ"
Проект программы по внеурочной деятельности "Мой край.МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ"
Проект программы «МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ. Мой край» разработан на основе авторской программы интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы» в 1-4 классах четырехлетней начальной школы Т.К Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой, утвержденной Департаментом образования и науки ХМАО.
Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Проект «МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ. Мой край» направлен на интегрированный подход к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. А также направлен на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению знаний о крае, в котором живет. Выполнение учащимися исследовательских работ в рамках программы способствует развитию практических, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект программы по внеурочной деятельности "Мой край.МА В?Л?ТЭ Т??ЭМ"»
Проект программы по внеурочной деятельности
«МА ВӐЛӅТЭ ТӨҲЭМ. Мой край»
Составила:
Чуркина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Угутская СОШ»
Пояснительная записка
Проект программы «МА ВӐЛӅТЭ ТӨҲЭМ. Мой край»разработан на основе авторской программы интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы» в 1-4 классах четырехлетней начальной школы Т.К Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой, утвержденной Департаментом образования и науки ХМАО.
Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Проект «МА ВӐЛӅТЭ ТӨҲЭМ. Мой край» направлен на интегрированный подход к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. А также направлен на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению знаний о крае, в котором живет. Выполнение учащимися исследовательских работ в рамках программы способствует развитию практических, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий.
Проект «МА ВӐЛӅТЭ ТӨҲЭМ. Мой край» для 1-4 классов построен с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития образовательных навыков и умений. Представленное содержание по этно-экологическому компоненту сочетается с ныне действующей в учреждении программой по этно-экологическому воспитанию, системой традиционной, проводимых в течение учебного года мероприятий в этом направлении.
Проект опирается на принципы:
Проект программы внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Югрой, народами Югры, культурой и историей КМНС. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Проект программы внеурочной деятельности составлен и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Примерные образовательные программы внеурочной деятельности для образовательной школы.
Актуальность проекта
Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Поэтому внеурочная деятельность «Мой край» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Проект внеурочной деятельности «Мой край» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Постановление от 3 октября 2013 г. N 398-п О государственной программе ХМАО – Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы", Целью государственной программы является создание оптимальных условий для устойчивого экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов на основе рационального природопользования, укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционной культуры и быта, совершенствования системы государственной поддержки.
Цель проекта: Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
Задачи проекта:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Отличительные особенности проекта
1.Интегрированный подход, метапредметная связь: взаимосвязь окружающий мир (животный и растительный мир), экология (взаимосвязь живых организмов и окружающей их средой, география (изменений в природно-территориальных комплексах под воздействием антропогенных факторов ), история (события в истории края), этнография (сказки, легенды, поговорки, приметы, произведения местных поэтов и писателей).
2.При определении содержания проекта были учтены основные требования ФГОС НОО и компоненты краеведческого образования; познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.
3.Взаимосвязь краеведческой деятельности с учебным процессом.
4.Практическая направленность: наблюдения, исследовательские задания, практикумы и т.д.
5.Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (проблемные ситуации).
6.Информационные технологии: осуществление информационной поддержки (вёрстки газет, буклетов и т.д.).
7.Социальное партнерство с организациями.
8.Возможность каждому обучающемуся проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Сроки и этапы реализации проекта
Проект «Мой край» рассчитан на 4 года. Общая продолжительность часов – 135 учебных часов практических и теоретических занятий (1 час в неделю).
Механизм реализации проекта
Основным механизмом реализации проекта является регулярная организация занятий по краеведению для учащихся целевой группы с целью содействия успешной социализации учащихся.
Создание творческой группы, определение перспектив работы.
Психолого-педагогическая диагностика.
Апробация идеи.
Творческие задания.
Учебно-исследовательская работа.
Экскурсии.
Рефлексия.
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Любовь к отчизне окрыляет сердце.
Понятие о предмете «краеведение», значение для человека изучение своего края.
Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России. Главный город края. Герб и флаг Югры. Народы, населяющие Югру.
Практическая работа: нахождение на контуре нашего края столицы округа и своего населенного пункта.
Раздел 2. Природа Югры.
Красота окружающей природы Югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания. Растения края. Разнообразный мир животных Югры. Взаимосвязь растительного и животного мира. Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Твое отношение к природе. Красная книга Югры.
Практическая работа: выполнение рисунков растений нашего края в цвете; аппликационные работы; изготовление поделок из природного материала; приготовление корма и подкормка птиц.
Экскурсии по теме: «Природа в разные времена года».
Раздел 3. Коренные народы Югры, их занятия и традиции.
Коренные народы Югры, их основные занятия. Трудовое воспитание в Югорской семье.
Приобщение к труду с самого раннего детства. Традиционная одежда и обувь народов Югры. Кухня народов Югры.
Экскурсии: в краеведческий музей для ознакомления с традиционными занятиями коренных народов Югры.
Раздел 4. Мир природы.
Сезонные изменения в природе: особенности осени, зимы, весны, лета в Югорском крае. Народный календарь. Природные сообщества края.Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Красная книга родного края.
Практические работы: распознавание растений по листьям; сбор плодов и семян растений; изготовление поделок из природных материалов.
Экскурсии: в лес, в лес с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Раздел 5. Традиции и быт народов севера.
Типы поселений: традиционные и сезонные. Виды жилищ. Хозяйственные постройки – лабазы, навесы, их функции. Домашняя утварь.
Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Игры и игрушки детей Югры.
Экскурсии: в краеведческий музей для ознакомления с традиционными видами жилищ и предметами быта (домашняя утварь) народов Севера.
Практическая работа: моделирование видов жилищ народов Севера.
Раздел 6. Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.
Сказки, легенды, мифы Югры. Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края.
Раздел 7. Природа Югорского края.
Многообразие природы. Способы заготовки ягод на зиму.
Разнообразие животных. Виды животных Югры. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва». Практическая работа: нахождение на контуре карты нашего края заповедника «Малая Сосьва».
Практическое занятие по охране природы: подкормка птиц в разные времена года. Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с экспозициями различных видов растений и животных нашего края.
Раздел 8. Подземная кладовая.
Многообразие полезных ископаемых родного края. Мансийская легенда о происхождении нефти.
Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др.
Практическая работа:размещение полезных ископаемых на карте Ханты-Мансийского автономного округа.
Экскурсия: вминералогический или краеведческий музеи для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
Раздел 9. Земля и люди Югорского края
Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом инею края, о коренных народах Югры.
Географические названия - свидетели прошлого.
Современные архитектурные памятники югорского края.
Традиционные праздники северных народов.
Тема 4. Художники Югорского края
Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев и др.
Югра в творчестве художника В. Игошева и др.
Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву и кости.
Орнаменты: бисерное плетение, шитье по ткани, шитье по меху.
Самодеятельные мастера: П. Шешкин и др.
Практическая работа: изображение рисунка герба своего города (района).
Экскурсии: в краеведческий, этнографический музеи, Центр народных промыслов и ремесел с целью ознакомления с предметами
декоративно-прикладного искусства и орнаментированными предметами быта коренных народов Югры; в выставочные залы с целью
ознакомления с картинами местных художников.
Раздел 11.Моя земля – Югория.
Наш край на карте Родины. Формы поверхности, характерные для нашего края.
Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Практическая работа:рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.
Экскурсии: в этнографический, краеведческий музеи.
Раздел 12. Край таёжных рек и озёр.
Рыбье царство Югры.
Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.
Практическаяработа: нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (поселка).
Раздел 13. Живая связь времён.
Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком.
Гражданская война.
Округ в годы Великой Отечественной войны.
Замечательные люди Югры.
План реализации проекта
1 год обучения (33 часа)
№
Название раздела
Всего часов
Теория
Практика
1
Введение. Любовь к отчизне окрыляет сердце
5
4
1
2
Природа Югры
18
9
9
3
Коренные народы Югры, их занятия и традиции
10
8
2
Итого:
33ч
21ч
12ч
2 год обучения (34 часа)
№
Название раздела
Всего часов
Теория
Практика
1
Мир природы
16
10
6
2
Традиции и быт народов Севера
10
8
2
3
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера
8
6
2
Итого:
34ч
24
10
3 год обучения (34 часа)
№
Название раздела
Всего часов
Теория
Практика
1
Природа Югорского края
12
8
4
2
Подземная кладовая Югры
11
9
2
3
Земля и люди Югорского края
6
5
1
4
Художники Югорского края
5
4
1
Итого:
34ч
26ч
8ч
4 год обучения (34 часа)
№
Название раздела
Всего часов
Теория
Практика
1
Моя земля - Югория
10
9
1
2
Край таёжных рек и озер
14
10
4
3
Живая связь времен
10
8
2
Итого:
34ч
27ч
7ч
Участники и социальные партнеры проекта
Учащиеся.
Педагоги Угутской школы.
Библиотекарь школы.
Школьных психолог.
Родители учащихся.
Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова.
Юганский заповедник.
Юганское лесничество.
Кадровое обеспечение проекта
К реализации предлагаемого проекта привлекаются 3 ответственных исполнителя: администрация школы, научно – методический совет школы, учитель внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты работы:
По окончании проекта у обучающихся повысятся знания о родном крае. Ожидается, что участники проекта смогут овладеть приемами самостоятельной исследовательской деятельности. Воспитание любви младших школьников к родному краю, его природе, людям на основе познания их существенных особенностей через ознакомление с традиционной культурой коренных народов Югорского края. Формирование толерантных качеств. Данный проект рассчитан на развитие и становление у участников таких качеств:
повышение творческого потенциала личности школьников;
развитие коммуникативных и организаторских способностей;
улучшение психологического климата в ученическом коллективе;
овладение исследовательских навыков, умений.
Личностными результатами освоения проекта является:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Югры;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметными результатами являются:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование приемов работы с информацией;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Предметными результатами являются:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном поселке, ХМАО-Югре;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
Требования к педагогическому процессу
1.Научность.
2.Целостность.
3.Целесообразность.
4.Доступность.
5.Интегрированность.
Форма, методы и средства изучения данного проекта разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы, объяснения. Своеобразие содержания проекта дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных событий и др.
Специфика содержания интегрированного проекта предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводится не только в классе, но и вне школы – в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Методы обучения
Формы работы
Значение
Развивающе-интерактивное обучение
Игры, конференции, беседы, викторины.
Развитие мыслительной деятельности и коммуникативности.
Исследовательское обучение
Изучение литературы, исследовательские задания.
Потребность ребенка познавать мир.
Проектное обучение
Оформление и защита проектов, рефератов.
Решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации.
Метод проблемного обучения
Анализ, синтез, сравнение.
Развитие индивидуальности, способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности.
Используемые элементы технологий обучения:
1.Технология творческих мастерских (эскизы, составление текстов, буклетов) – способствует созданию своего мира, текста, решения, проекта, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
2.Технология интегрированного обучения – способствует формированию целостной научной картины мира и рассмотрению предмета со всех сторон.
3.Кейс-технология – способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
4.Информационно-коммуникационных технологий – способствует индивидуализации обучения, повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
5.Здоровье-сберегающие технологии (построение внеурочной деятельности с учетом личностных возможностей, работоспособности учащихся ит.д.) – формирует у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Оценивание результатов
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1класс):
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами;
2 уровень (2-3 классы):
оценка достижений обучающихся (портфолио);
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме (Приложение 14);
3 уровень(4 класс):
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание презентаций - представлений по изученной теме;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Финансовое обеспечение проекта будет осуществляется из средств МБОУ «Угутская СОШ».
Реализация проекта предусмотрена на базе здания МБОУ «Угутская СОШ», кабинет №5. Условия кабинета в полной мере отвечают всем требованиям, предъявляемым к материально – технической базе проекта. В кабинете имеется необходимая мебель для проведения занятий (парты, ученические стулья, доска), дидактические и развивающие игры, видеофильмы по темам, оборудование для моделирования и изготовления макетов, игрушек, утвари и т.д. Есть цифровая переносная лаборатория, а также компьютерный класс (ноутбуки),принтер, сканер.
Список источников:
Интегрированная региональная программа по краеведению «Мы – дети природы», 1 – 4 классы;
Учебное пособие по интегрированному курсу краеведения «Мы – дети природы» для учащихся 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы;
Хрестоматия по краеведению «Мы – дети природы» для учителей начальных классов (1 – 4 классы);
Методическое пособие по интегрированному курсу краеведения «Мы – дети природы» нига для учителя начальных классов / авт. – сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003г.