kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольников»

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Для того чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо:

• Изменить представление о роли воспитателя — он должен быть консультантом, наставником, организатором деятельности;

• Ввести в образовательный процесс современные интерактивные педагогические технологии; обеспечивающие самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на достижение цели.

В связи с этим актуальной стала технология проблемного обучения, так как она направлена в первую очередь на то, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился применять их в решении новых познавательных задач.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в резуль тате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Проблемная ситуация должна вызвать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

3. Быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.

Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

В проблемном обучении выделяют три метода: проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский. Рассмотрим критерии этих методов.







Метод проблемного изложения

• Педагог сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу. Излагает пути её решения, выдаёт результат.

• Дети являются активными и заинтересованными слушателями.

Частично- поисковый метод.

• Проблему формулирует педагог.

• В процессе изложения темы дети формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, помогают объяснить и сделать вывод по проведённому опыту или эксперименту. (В этом случае они активны в поиске разных вариантов решения проблемных задач.)

Исследовательский метод

Предполагает наивысшую самостоятельность детей : осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами её решают.

Дети самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Внедрение исследовательского метода в детскую деятельность позволит сформировать творческое начало, развить интерес за счёт увеличения самостоятельности.

В процессе проблемного обучения детская деятельность проходит несколько этапов:

• Возникновение проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса;

• Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

• Поиск способа решения проблемной задачи путём выдвижения догадок, гипотез и т. д.

• Доказательство гипотезы;

• Проверка правильности решения проблемной задачи.

Рассмотрим только первый этап.

Содержательную основу проблемного обучения составляет проблемный вопрос (проблемные вопросы), главным признаком которого является «возбуждение интереса».

Проблемный вопрос — это та проблемная ситуация, которую дети приняли к решению, опирающиеся на имеющиеся у них систему знаний, практический опыт поиска и др. Иначе говоря, возникает проблема между знаниями и новыми фактами.

И для её решения необходимы интеллектуальное действие, определённый целенаправленный мыслительный процесс.

Давайте рассмотрим условия, при которых вопрос становится проблемным.

1.Вопрос имеет логическую связь с ранее изученными понятиями и с материалом, который подлежит усвоению в определённой ситуации.

2.Он содержит познавательную трудность.

3.Не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Например: рассмотрим два вопроса, касающиеся темы «Космос». За отправную точку возьмём то, что дети уже знакомы с планетами Солнечной системы.

Какие планеты Солнечной системы вы знаете?

• Нет связи между знаниями и новым материалом. Нет нового материала.

• Нет познавательной трудности. (Дети знают ответ и только вспоминают его).

• Знания у детей уже есть, и вопрос вполне доступен им, т.е. не несёт смысловой нагрузки.

Что такое парад планет?

• Связь между знанием о планетах и новым материалом о движении планет (чёткость, ритм, скорость и т.п.)

• Чтобы ответить на вопрос, необходима целенаправленная мыслительная деятельность

• Есть знания о планетах и о параде, но нет понятия об их взаимосвязи.

Вывод: второй вопрос является проблемным

Проблемные вопросы бывают трёх видов.

Внедряя технологию проблемного обучения, мы ставим перед собой задачу развить самостоятельность детей, а это значит, что проблемные вопросы выявляют и формулируют дети тоже самостоятельно.

Дети часто задают вопросы, недаром этот возраст называют возрастом «почемучек». Вместе с тем мы говорим о системе образования, и, планируя образовательную деятельность, нам необходимо, чтобы вопросы возникали не спонтанно. Значит, одной из задач педагога является создание таких условий, при которых ребёнок смог бы выделить проблему и самостоятельно сформулировать проблемный вопрос в нужное педагогу время.

Работу можно начать с простого, но очень эффективного приёма, который позволяет сформировать навык формулировать вопрос.

Игра «Да — Нетка»

Правила игры

1.Ведущий загадывает предмет, который находится в зоне видимости игроков.

2.Игроки, задавая вопросы ведущему, пытаются отгадать этот предмет.

Последовательность вопросов

• К какому миру это относится, рукотворному или природному?

• Размер.

• Форма.

• Величина.

• Цвет.

• Материал.

• Действие и т. д.

3.Водящий отвечает «да» или «нет». Если вопрос сформулирован неверно, водящий щелкает пальцами.

4. Игра закончена, когда загаданный предмет угадан.

Чтобы стимулировать познавательный интерес к природным явлениям и социальной жизни города, страны, семьи, ежедневно в промежутке между утренней гимнастикой и завтраком проводятся беседы на тему «Что нового я узнал вчера?» (В выходные, в

отпуске, в новостях, из кинофильмов), беседы по лексическим темам. Этот прием позволяет подвести детей к проблемному вопросу в соответствии с проблемными задачами.

В игровой беседе «Хорошо — плохо», в которой проблемный вопрос решается частично — поисковым методом, воспитывается любовь и бережное отношение ко всему живому.

Игра «Хорошо — плохо»

• «Хорошо, что в лесу растёт много ёлочек — красавиц.

Плохо, что под Новый год их срубят под самый корешок и увезут из леса.

• Хорошо, что скоро в доме будет стоять ёлка и радовать нас.

Плохо, что полюбовавшись ёлочкой — красавицей несколько дней её выбрасывают как мусор.

• Хорошо, что каждая семья может поставить ёлку в комнате и нарядить её.

Плохо, что чем больше людей захотят поставить елочку в доме, тем больше их вырубят и их тогда меньше останется в лесу.

Как же быть? И ёлочки жалко, и людей жалко, ведь что за Новый год без ёлки.

Как тут быть, как поступить в этом случае?

Варианты решения проблемной задачи могут быть разными. Например: покупать ёлки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную ёлку, украсить помещение еловыми ветками.

Технология проблемного обучения используемая в воспитательно — образовательном процессе с детьми позволяет ставить и решать профессиональные задачи разного уровня сложности, формировать творчески мыслящую личность, способную принимать решения в ситуации выбора и предвидеть его возможные последствия.










Памятка для педагогов

«Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольников»





















Подготовила педагог МБДОУ «Ягодка»

Малышева Е.Б.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольников

Автор: Малышева Елена Борисовна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольника"
    ["seo_title"] => string(80) "probliemnyi_vopros_kak_etap_formirovaniia_intielliektual_noi_initsiativy_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "433743"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508618291"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ  «ОВЛАДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ» "
    ["seo_title"] => string(149) "sieminar-praktikum-dlia-vospitatieliei-dou-ovladieniie-proiektnoi-tiekhnologiiei-razvivaiushchiego-obuchieniia-kak-chast-profiessionalizma-piedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "183784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425926913"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для социально-правового воспитания дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(136) "konsul-tatsiia-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-sotsial-no-pravovogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436948362"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект консультации "Предметно-пространственная среда по социально-правовому воспитанию дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-konsul-tatsii-priedmietno-prostranstviennaia-srieda-po-sotsial-no-pravovomu-vospitaniiu-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222910"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436949279"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства