kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье мы можем узнать, как знакомить детей по приобщению к истокам народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность"»

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Воспитание человека гражданином и патриотом, знающим и любящим свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дети должны впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры–забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. На данный момент нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанны с культурой и обычаями народов нашей страны и не теряют своей значимости и по сей день.

Доказано, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.

Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно в том случае, если работу начинать с младшего возраста.

Поэтому моя работа направлена на формирование у детей личностной культуры, приобщению их к богатому культурному наследию русского народа.

Для реализации цели решала следующие задачи:

  1. создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность;

  2. создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

  3. развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества;

  4. воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

  5. привлечь родителей в образовательную деятельность через приобщение к народному творчеству.


Все мы знаем и понимаем, что людьми потеряны многие моральные и нравственные ценности, нарушились традиции государства и семьи, поэтому очень важно подрастающему поколению дать нравственные устои и патриотические настроения. В своей деятельности я руководствовалась нормативными документами. ФГОС ДО предусматривает решение этой проблемы через определенные направления развития и образования детей: формирование первичных представлений о малой родине и Отечества; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, общественных традициях и праздниках; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (нравственные и моральные); развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре я отвожу развивающей среде. В группе создан игровой центр «Народный», где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах, изделия народных промыслов. Центр и его содержание являются частью группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми. Использую территорию детского сада. В фойе оформляются выставки детского народного творчества, посвященных разным праздникам.

В своей работе я использую деятельностный подход, разнообразные технологии, методы и приёмы: проектную и игровые технологии, «Путешествие по реке времени», «Путешествие по карте», метод моделирования (знаковая система обучения (алгоритмы, мнемодорожки, условные обозначения), просматриваем с детьми видеофильмы, слушаем аудиозаписи, использую словесное рисование, ситуация «проживания», создаем коллажи из сказок и другое.

Они позволяют сделать совместную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. Неотъемлемым условием в развитии воспитанников является учёт потребностей и интересов каждого ребёнка.

Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и.т.д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества.

Столкнувшись с тем, что донести до понимания малышей смысл даже короткого фольклорного произведения было сложно, так как в них встречаются слова, которые редко звучат в современной речи, уделяю большое внимание знакомству детей с новыми словами и их значением. Для этого широко использую дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию» или использую «Цепочка слов» - игру, где подчёркиваю историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина – светец – свечка – лампа – электрическая лампочка.

Моя деятельность осуществляется в тесном контакте со всеми участниками образовательных отношений – родителями, музыкальным руководителем, воспитателями, администрацией, с социальными партнерами.

Решение образовательных задач осуществляется через различные виды детской деятельности непосредственно-образовательная, совместную, самостоятельную познавательно-исследовательскую, экспериментальную, театральная, продуктивную, конструкторскую, музыкальную, двигательную, проектную деятельность.

Знакомлю с народными и православными праздниками. К которым нетрадиционно оформляем зал и создаем атрибуты, в этом помогают всегда дети: вместе плетем паутину, клеем сосульки. А родители готовят костюмы. Традицией группы стал праздник «Прилет птиц». Здесь с детьми замешиваем тесто, лепим жаворонков, запекаем в духовке и устраиваем чаепитие «Закликаем весну». Новую информацию дети познают через действия и эксперимент. Как объяснить детям: прясть шерсть, а нужно просто сесть и попробовать. Использую новые формы организации непосредственно-образовательной деятельности: создание объемной композиции избы, тематические вечера в библиотеке, посиделки.

Внедряю новую форму теневого театра «Театр в реале» - это когда дети сами с помощью рук создают образы. Ставим мини-спектакли, драматизируем сказки. Используем разные виды театров: настольный, кукольный, пальчиковый.

Нетрадиционно подходим к результатам продуктивной деятельности детей. Работы детей оригинальны и необычны по своему решению. Для этого используем разные средства выражения: салфетки, одноразовые стаканчики, ложки, прищепки, бумагу разной фактуры, бумажный бисер.

Реализовали семейный проект «Дымковская игрушка». Родители из соленного теста готовили игрушки, обжигали их. В садике дети изделия тонировали, расписывали и создали выставку «Чудо-игрушка».

Опыт работы показал, что разработка и внедрение проектов «Книжкина неделя», «Мой город», «Как люди жили на Руси», «Народные промыслы…» и др. – это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Родители участвуют в образовательном процессе: вместе с детьми создавали интерьер уральской избы: расписывали наличники, пекли пироги, загадывали желания у стены желаний.

Помощь родителей неоценима: они шьют костюмы, изготавливают кокошники, маски к народным играм. Для знакомства с предметами старины приносят прялки, чугунки, самовары, расшитые рушники и скатерти, вяжут лапти.

Весь материал дети могут использовать в самостоятельной деятельности в течении дня. Все свои работы дети по желанию выставляют на выставки разных уровней.

В группе организую выставки детского творчества «Лоскуточек», «Плетение». Выставка детских работ «Чудные резиночки», помогла нам показать преемственность стариного плетения и современных средств плетения.

Разрабатывая систему организации приобщения детей к русской народной культуре, мною были выделены задачи начального этапа работы:

1. Определить уровень приобщения детей к народной культуре.

2. Выявить отношение родителей к вопросу приобщения детей к особенностям народной культуры.

3. Изучить особенности организации образовательного процесса ДОУ как условие приобщение детей к народной культуре.

Первая задача по определению уровня приобщения детей к народной культуре, решалась методом индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, наблюдения. Для этого использовала разные методики.

Методика «Беседа» помогла выявить знания детей о русских традициях и праздниках; методика «Пересказ» - выявила представления детей о содержательной стороне русской народной сказки. При оценивании пересказа сказки учитывались следующие критерии: последовательность текста, полнота изложения текста, зачин и концовка сказки, средства выразительности.

Методика «Войди в образ» была направлена на выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками. Детям предлагалось изобразить любимый персонаж. Дети решали, насколько данный персонаж в сказке похож на себя и предлагали свои варианты поведения. Оценивается эмоциональность воспроизведения, манера поведения, присутствие в речи средств выразительности свойственных русским народным сказкам.

Методика «Ситуация - выбора» цель которой, выявление представлений детей о русском народном костюме. Задания дети выполняли в несколько этапов. На первом этапе детям читалась русская народная сказка. На втором – ребят просили нарисовать персонажей сказки. На третьем этапе ребёнку предлагались картинки одежды персонажей. Ребёнок должен выбрать из предложенного, одежду для героев этой сказки аргументируя свой выбор.

Методика «Как думаешь?» помогла выявить знания детей о предметах старинного русского быта. Детям предоставлялись картинки или фотографии предметов русского быта. Дети должны рассказать, что это за предмет, как назывался, данный предмет и какого его предназначение.

На втором этапе своей работы я решала следующие задачи:

Обогащения представлений детей о народных традициях, развития интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в театрализованной деятельности. Выделю несколько методов, которые считаю более эффективными:

«Я и мой герой». Дети выделяют любимого героя из русской народной сказки, на которого они хотели быть похожими, придумывают приключения, которые могли с ним произойти далее.

«Горница светлая моя». Детям предлагается представить, как выглядела бы их комната, дом, город, если бы они жили в Древней Руси.

«Народные праздники в моей семье». Дети рассказывают о народных праздниках, которые отмечаются в его семье. Подготавливают выступление о данном празднике с участием родителей и родных.

«Сарафан, кафтан, рубаха». Дети представляют себя на месте персонажей русских народных сказок и описывают одежду в которой должен быть его персонаж.

«Поиграй-ка». Детей знакомят с русскими народными играми.

На занятиях и в повседневной жизни дети не только знакомятся с устным народным творчеством, но и учатся сами составлять загадки о предметах старинного русского быта, стихи, сказания, частушки, колядки. На прогулках с детьми разучивали русские подвижные игры.

Родители знают, русские народные игры, в которые сами играли в детстве, но со своими детьми играют не все родители.

Чтобы наладить взаимосвязь с семьёй, для родителей оформлялись выставки детских работ, привлекали родителей к проведению совместных мероприятий, помощь в организации праздников, сборе предметов старины. Уже стало традицией, после проведения таких мероприятий «Осенние посиделки», «Капустник», «Масленица», «Прилёт птиц», «Куделька», «Коляда», «Праздник русской берёзы» дети накопив массу эмоций от проведённого праздника, выражают свои впечатления в рисунках.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, могу утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Дети играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвящённых народным праздникам и традициям. И я надеюсь, что смогла пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и работу буду продолжать.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность"

Автор: Светлана Григорьевна Хорькова

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "материал "Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(96) "matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "243710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445790155"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Развитие художественных способностей детей младшего дошкольного возраста путем приобщения к устному народному творчеству"
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiiekhudozhiestviennykhsposobnostieidietieimladshieghodoshkolnoghovozrastaputiempriobshchieniiakustnomunarodnomutvorchiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "327516"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463458115"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей""
    ["seo_title"] => string(80) "natsionalno_regionalnyi_komponent_v_rabote_tvorcheskikh_obedinenii_mu_do_tsentr_"
    ["file_id"] => string(6) "558883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601509838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проект "Кукольный театр" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-kukol-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "107885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403493227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "« Источник развития  ребёнка дошкольного возраста -игра». "
    ["seo_title"] => string(58) "istochnik-razvitiia-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "229572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441803018"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства