kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы работы по сюжетной картине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы работы на сюжетной картине  "Осень" по возрастам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы по сюжетной картине»

Работа по сюжетной картине «Осень» по возрастам

I. Младшая группа (3–4 года) «ОСЕНЬ: КАКАЯ ОНА?»

Цель: Называть осенние явления и объекты, отвечать на вопросы словом или простой фразой.

Выбор картины: Простая сюжетная картина с 1-2 детьми в яркой осенней одежде, дерево с желтыми листьями, лужа, падают листья.

Ход работы:

1. Создание настроения (вступительная беседа):

«Ребята, к нам в гости пришла Красавица-Осень и принесла свою картинку. Давайте посмотрим!»

2. Рассматривание и вопросы:

Вопросы на называние: «Кто это на картинке? (Девочка, мальчик). Что это? (Дерево, листья, лужа)».

Вопросы на действие: «Что делает девочка? (Поднимает листочек). Что делают листья? (Летят, падают)».

Вопросы на признаки: «Какого цвета листочки? (Желтые, красные). Какой дождик? (Осенний, мокрый)».

3. Образец рассказа воспитателя (краткий, из 3-4 простых предложений):

«Это девочка. На улице осень. Девочка гуляет. Листья желтые и красные. Листья падают на землю».

4. Игровые приемы:

«Покажи, как шуршат листья» (потираем ладошки).

«Покажи, как капает дождик» (стучим пальчиками по столу).

Собрать настоящие осенние листья и назвать их цвет.

Речевой результат: Ребенок отвечает на вопросы: «Листик желтый», «Девочка гуляет».

# II. Средняя группа (4–5 лет) «ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ»

Цель: Составлять короткий рассказ из 4-5 предложений с помощью воспитателя, устанавливать простые связи.

Выбор картины: Сюжет с 2-3 детьми, которые собирают листья, грибы или кормят птиц; небо с тучами, деревья в желто-красной листве, лужи.

Ход работы:

1. Анализ картины по вопросам:

Вопросы на установление связей: «Почему дети надели куртки и сапоги? (Потому что на улице осень, холодно). Почему листья на земле? (Потому что дует ветер, они опадают)».

Вопросы на описание: «Какое небо? (Серое, хмурое). Какие деревья? (Желтые, разноцветные, без листьев)».

Вопросы на действия: «Что собирают дети? (Листья, грибы). Зачем они это делают? (Для букета, для поделок)».

2. Составление рассказа по опорному плану:

Вывешивается схема из 4-х символов:

Солнышко/Туча (Какая погода?)

Дерево (Что происходит с природой?)

Дети (Что делают люди?)

Птица (Что делают животные и птицы?)

3. Совместное рассказывание:

Воспитатель начинает фразу, дети продолжают.

Воспитатель: «Наступила...»

Ребенок: «...осень».

Воспитатель: «Деревья надели...»

Ребенок: «...разноцветный наряд».

4. Игровые приемы:

«Найди на картине самое красивое дерево» и опиши его.

«Придумай осеннее имя для девочки» (Злата, Осинка).

Речевой результат: Короткий связный рассказ по плану: «Наступила осень. Листья на деревьях стали желтыми и красными. Дети гуляют в парке и собирают красивые листья».

III. Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) «ОСЕНЬ – ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»

Цель: Самостоятельно составлять развернутые описательные и повествовательные рассказы, использовать образные выражения, придумывать предысторию и продолжение.

Выбор картины: Пейзаж или сложный сюжет (осенний парк, лесная поляна с грибами, сбор урожая в саду, отлет птиц). Можно использовать репродукции картин известных художников (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»).

Ход работы:

1. Самостоятельное рассматривание: Детям дается время внимательно изучить картину.

2. Беседа по содержанию (вопросы высокого порядка):

Аналитические: «Почему осень называют «золотой»? Какое настроение у этой картины? (Грустное, радостное, спокойное). Почему вы так решили?»

На установление причинно-следственных связей: «Почему птицы улетают в теплые края? Что будет с природой, если рано ударят морозы?»

Творческие и оценочные: «Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом осеннем парке? О чем шепчут осенние листья?»

3. Составление рассказов разных видов:

Описательный рассказ (с опорой на мнемотаблицу). Структура:

Погода (небо, солнце, ветер).

Растительный мир (деревья, трава, грибы).

Животный мир (птицы, звери).

Деятельность людей (одежда, занятия).

Повествовательный рассказ: «Придумайте, что делали эти дети накануне? Куда они пойдут завтра с этим букетом листьев?»

Рассказ от первого лица: «Представьте, что вы — могучий дуб на этой картине. Расскажите, что вы видите и чувствуете».

Рассказ-сравнение: «Сравните осень на этой картине с летом. Что изменилось?»

4. Словесное творчество:

Придумать название картине.

Подобрать красивые слова (эпитеты) к слову «осень» (золотая, багряная, хрустальная, прощальная).

Сочинить небылицу: «Что было бы, если бы осень не наступала?»

Речевой результат: Развернутый, логичный рассказ, насыщенный образными выражениями: «На картине изображена золотая осень. Солнце светит уже не так ярко, как летом, но его лучи еще ласково греют землю. Деревья будто надели праздничные наряды из желтых, багряных и лимонных листьев. По небу плывут легкие, перистые облака...»

Таким образом, одна и та же тема «Осень» раскрывается на каждом возрастном этапе все глубже и сложнее, что обеспечивает непрерывное развитие связной речи дошкольников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы работы по сюжетной картине

Автор: Исламгулова Гульназ Билаловна

Дата: 24.11.2025

Номер свидетельства: 677683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ "
    ["seo_title"] => string(102) "formirovaniie-etnokul-turnoi-idientifikatsii-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-lieksichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "139215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417682414"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Среднесрочное планирование по русскому языку. 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "290989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455039201"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа по ИЗО Кузин 4 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-izo-kuzin-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442756070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-proghrammnogho-obiespiechieniia-virtual-noi-shkoly-v-distantsionnom-obrazovanii-dietiei-invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "155227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421252209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок                                                  Жанры в изобразительном искусстве."
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi-urok-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "308399"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458575736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства