Просмотр содержимого документа
«Приемы работы по сюжетной картине»
Работа по сюжетной картине «Осень» по возрастам
I. Младшая группа (3–4 года) «ОСЕНЬ: КАКАЯ ОНА?»
Цель: Называть осенние явления и объекты, отвечать на вопросы словом или простой фразой.
Выбор картины: Простая сюжетная картина с 1-2 детьми в яркой осенней одежде, дерево с желтыми листьями, лужа, падают листья.
Ход работы:
1. Создание настроения (вступительная беседа):
«Ребята, к нам в гости пришла Красавица-Осень и принесла свою картинку. Давайте посмотрим!»
2. Рассматривание и вопросы:
Вопросы на называние: «Кто это на картинке? (Девочка, мальчик). Что это? (Дерево, листья, лужа)».
Вопросы на действие: «Что делает девочка? (Поднимает листочек). Что делают листья? (Летят, падают)».
Вопросы на признаки: «Какого цвета листочки? (Желтые, красные). Какой дождик? (Осенний, мокрый)».
3. Образец рассказа воспитателя (краткий, из 3-4 простых предложений):
«Это девочка. На улице осень. Девочка гуляет. Листья желтые и красные. Листья падают на землю».
4. Игровые приемы:
«Покажи, как шуршат листья» (потираем ладошки).
«Покажи, как капает дождик» (стучим пальчиками по столу).
Собрать настоящие осенние листья и назвать их цвет.
Речевой результат: Ребенок отвечает на вопросы: «Листик желтый», «Девочка гуляет».
# II. Средняя группа (4–5 лет) «ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ»
Цель: Составлять короткий рассказ из 4-5 предложений с помощью воспитателя, устанавливать простые связи.
Выбор картины: Сюжет с 2-3 детьми, которые собирают листья, грибы или кормят птиц; небо с тучами, деревья в желто-красной листве, лужи.
Ход работы:
1. Анализ картины по вопросам:
Вопросы на установление связей: «Почему дети надели куртки и сапоги? (Потому что на улице осень, холодно). Почему листья на земле? (Потому что дует ветер, они опадают)».
Вопросы на описание: «Какое небо? (Серое, хмурое). Какие деревья? (Желтые, разноцветные, без листьев)».
Вопросы на действия: «Что собирают дети? (Листья, грибы). Зачем они это делают? (Для букета, для поделок)».
2. Составление рассказа по опорному плану:
Вывешивается схема из 4-х символов:
Солнышко/Туча (Какая погода?)
Дерево (Что происходит с природой?)
Дети (Что делают люди?)
Птица (Что делают животные и птицы?)
3. Совместное рассказывание:
Воспитатель начинает фразу, дети продолжают.
Воспитатель: «Наступила...»
Ребенок: «...осень».
Воспитатель: «Деревья надели...»
Ребенок: «...разноцветный наряд».
4. Игровые приемы:
«Найди на картине самое красивое дерево» и опиши его.
«Придумай осеннее имя для девочки» (Злата, Осинка).
Речевой результат: Короткий связный рассказ по плану: «Наступила осень. Листья на деревьях стали желтыми и красными. Дети гуляют в парке и собирают красивые листья».
III. Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) «ОСЕНЬ – ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
Цель: Самостоятельно составлять развернутые описательные и повествовательные рассказы, использовать образные выражения, придумывать предысторию и продолжение.
Выбор картины: Пейзаж или сложный сюжет (осенний парк, лесная поляна с грибами, сбор урожая в саду, отлет птиц). Можно использовать репродукции картин известных художников (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»).
Ход работы:
1. Самостоятельное рассматривание: Детям дается время внимательно изучить картину.
2. Беседа по содержанию (вопросы высокого порядка):
Аналитические: «Почему осень называют «золотой»? Какое настроение у этой картины? (Грустное, радостное, спокойное). Почему вы так решили?»
На установление причинно-следственных связей: «Почему птицы улетают в теплые края? Что будет с природой, если рано ударят морозы?»
Творческие и оценочные: «Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом осеннем парке? О чем шепчут осенние листья?»
3. Составление рассказов разных видов:
Описательный рассказ (с опорой на мнемотаблицу). Структура:
Погода (небо, солнце, ветер).
Растительный мир (деревья, трава, грибы).
Животный мир (птицы, звери).
Деятельность людей (одежда, занятия).
Повествовательный рассказ: «Придумайте, что делали эти дети накануне? Куда они пойдут завтра с этим букетом листьев?»
Рассказ от первого лица: «Представьте, что вы — могучий дуб на этой картине. Расскажите, что вы видите и чувствуете».
Рассказ-сравнение: «Сравните осень на этой картине с летом. Что изменилось?»
4. Словесное творчество:
Придумать название картине.
Подобрать красивые слова (эпитеты) к слову «осень» (золотая, багряная, хрустальная, прощальная).
Сочинить небылицу: «Что было бы, если бы осень не наступала?»
Речевой результат: Развернутый, логичный рассказ, насыщенный образными выражениями: «На картине изображена золотая осень. Солнце светит уже не так ярко, как летом, но его лучи еще ласково греют землю. Деревья будто надели праздничные наряды из желтых, багряных и лимонных листьев. По небу плывут легкие, перистые облака...»
Таким образом, одна и та же тема «Осень» раскрывается на каждом возрастном этапе все глубже и сложнее, что обеспечивает непрерывное развитие связной речи дошкольников.