kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»»

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка.

Введение

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

        Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

Состояние здоровья и физическое развитие детей.

Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

Умственные и нравственные способности учащихся.

Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Цели:

- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.     

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

        Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка.

        

Необходимость преемственности

        Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

        Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

        Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

        Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

        Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

        Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

Готовность детей к обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

        Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

        Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

        Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

        Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.

        Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

        Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

         Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

Формы преемственных связей.

При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным.  Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:

1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;

2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;

3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;

Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.

4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.

5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.

Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ  достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся  в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

Цель осуществления преемственности достигается  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей  начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бондаренко О.В.

Дата: 29.01.2024

Номер свидетельства: 644868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
    ["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "178149"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424781893"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства