Просмотр содержимого документа
«"Посильный труд детей по уходу за растениями и животными дома"»
Консультация для родителей
«Посильный труд детей по уходу за растениями и животными дома»
Труд в природе особо ответствен, ребенок не должен смотреть на него как на забаву. Ведь небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если ее не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Это нужно разъяснять ребенку, стараясь пробудить в нем такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, например, к маленькому щенку, котенку, к птичке в неволе.
Какое участие может принимать ребенок по уходу за растениями и животными?
Если в доме немного растений (3—5), то ребенок может ухаживать за ними сам. Ребенку можно поручить самому готовить воду для поливки (вода должна быть комнатной температуры, чтобы растения быстрее развивались и скорее зацветали). Каждый вечер ребенок должен наполнить водой небольшое ведерко, а утром полить те растения, которые ему доверили.
Кроме поливки, ребенок может протирать плотные листья комнатных растений, обрезать ножницами сухие листья и ветки, рыхлить землю в цветочных горшках, мыть их мокрой салфеткой или щеткой. Не реже двух раз в месяц необходимо протирать мягкой салфеткой, смоченной в теплой воде, все надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны), что гарантирует от появления вредителей. Это ребенок может сделать вместе с взрослыми.
Зимой можно принести упавшие веточки тополя, ивы, черемухи, сирени, вишни, черной смородины, в марте — березы и поставить их в вазочки, бутылки с водой. Дети будут наблюдать, как под влиянием тепла и света развертываются почки, появляются листья, цветы, корни. Ухаживая за ветками, дети могут подливать воду, промывать почки, зеленые листья, поливая их из лейки с ситечком.
Ранней весной ребенка можно привлечь к пересадке растений, их черенкованию. Ребенок сначала будет наблюдать, как проходит черенкование, затем может подсыпать земли, полить растение, а взрослый должен объяснить, что не все растения черенкуются. В начале марта, а в средней полосе в конце апреля можно посеять душистый горошек, ноготки, рассаду которых ребенок посадит в цветочный горшочек, а затем будет следить за появлением цветов. В мае появляется возможность купить несколько кустиков земляники и тоже посадить дома в ящик, горшочки. Земляника вскоре начнет цвести, потом созреет несколько ягод.
Животный мир интересует и восхищает детей. Они могут и должны помогать родителям, старшим братьям и сестрам ухаживать за домашними животными. Ребенку старшего дошкольного возраста можно поручить кормить их в строго определенное время, конечно, с помощью и под контролем взрослых. При этом необходимо приучать детей строго соблюдать правила гигиены: тщательно мыть руки после игры с животными, кормления их; кормить животных из отдельной посуды и т. п. Как, много радости приносит детям такая работа!
На практике (а не только из объяснений взрослых) ребенок узнает, что при хорошем уходе, правильном питании животные быстрее растут, крепнут, приносят больше пользы людям.
Таким образом, труд детей по уходу за растениями и животными призван воспитать бережное отношение к природе, Когда же родители не допускают к труду по уходу за растениями и животными старших дошкольников, не понимая всей важности такого труда, дети не проявляют к нему интереса. Если он и возникает, то, не поддержанный взрослыми, быстро затухает.