Слайд 1 | В современных условиях, когда происходит огромнейшее влияние общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание в человеке экологической культуры. Поэтому экологическое воспитание – является одним из приоритетных направлений в развитии современной школы и системе образования в целом. |
Слайд 2 | Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, есть довольно интересная фигура - Андрей Анатольевич Плешаков. Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». Он написал удивительные книги: «Зеленые страницы» — о живой природе, «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок» Плешаков считает, что «усиление экологической направленности курса природоведения - это наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы...». И трудно с ним не согласится, ведь все основы воспитания и характера любого человека формируются с раннего детства, именно там закладываются основы всего, в том числе и основы экологической культуры. |
Слайд 3 | Сведения об окружающем мире преподаются сейчас и детям дошкольного возраста. Идея непрерывного образования позволила создать Андрею Анатольевичу (в соавторстве с Светланой Николаевной Николаевой) единую систему дошкольного и начального школьного обучения. Это достигается благодаря программе предшкольной подготовки «Зелёная тропинка», которая служит основой для последующего изучения школьного курса «Окружающий мир». Программа входит в программно-методический комплекс «Преемственность», который соответствует современным стандартам дошкольного и начального общего образования. Она рекомендована Министерством образования России. В ее основе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Программа «Зеленая тропинка» позволяет организовать подготовку детей дошкольного возраста к изучению курса «Окружающий мир» по любым системам и учебникам. Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира. Наша школа уже несколько лет работает по этой программе. |
Слайд 4 | Данный курс состоит из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Круглый год». В основу подготовки будущих первоклассников к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Каждая тема программы реализуется на нескольких занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала, обеспечивает его повторяемость и закрепление. Это работа с пластилином, с природным материалом. |
Слайд 5 | Многие страницы тетради разрезные. Ребята собирают мозаики, соотносят картинки, создают простейшие экологические модели, делятся своими наблюдениями, делают выводы. |
Слайд 6 | Методика работы строится на эмоциональном воздействии природы на чувства ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Каждое занятие – увлекательное путешествие в мир природы. Оно начинается либо с быстрого и эмоционального погружения в тему, либо создается проблемная ситуация, выходом из которой является получение и применение новых знаний. Например, изучение темы «Весенние изменения в неживой природе» начинается с письма - просьбы сказочного Старика Годовика найти его внучку. Имя внучки не называется. Ребята превращаются в сотрудников детективного агентства и ищут «следы» (признаки) весны на предложенных картинках. |
Слайд 7 | Другой прием «Столкновение разных точек зрения» подталкивает ребят к изучению темы «Ядовитые и лекарственные растения». Разреши спор детей: Коля говорит, что ландыш – очень полезное растение, потому что входит в состав лекарственных сборов. Лена говорит, что ландыш, наоборот, опасное ядовитое растение. Кто из них прав? |
Слайд 8 | Занятие по теме «Кто такие насекомые» начинается со слов. - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. А я знаю, что произошло с ними. Я вам сейчас расскажу. Жил был на поляне злой паук, и он заколдовал на поляне всех насекомых, и спасти их можно, если выполним все задания паука. Вы готовы помочь? В занимательной, игровой форме изучаются признаки насекомых, их роль в природе, взаимодействия с другими живыми организмами, рассматриваются условия жизни растений, их охрана. |
Слайд 9 | Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников очень актуально в наши дни и к данному вопросу стоит отнестись с особым вниманием. Именно в этом возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности. |
Слайд 10 | Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов! |