Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к обучению плавания»
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управления образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Доклад
«Подготовка детей к обучению плаванию (сухое плавание)»
Сухое плавание с детьми дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре:
А. В. Кафидов
Саранск 2022 г.
«Подготовка детей к обучению плаванию (сухое плавание)»
Сухое плавание с детьми дошкольного возраста
«О спорт, ты - мир!»
Пьер Кубертен
Актуальность выбранной темы:
Важной формой оздоровительной работы в нашем детском саду является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы прежде всего жизненной необходимостью.
На занятиях «сухого плавания» у воспитанников благодаря поэтапному использованию специальных игр и упражнений трудности, и страхи постепенно преодолеваются, а взаимоотношения детей с водой меняются к лучшему. Главная задача инструктора по плаванию и родителей – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
В связи с тем, что на занятиях плаванием повышены требования безопасности, СП (сухое плавание) позволяет предварительно организовать детей, скорректировать технику выполнения упражнений в более контролируемые условия, нежели это будет в бассейне. Занятия на суше способствуют более эффективному построению дисциплины в группе занимающихся (построение, перестроения, работа в команде, проведение командных игр и эстафет). В результате наши воспитанники безболезненно переходят к занятиям в бассейне, получая опыт и навыки.
Ожидаемые результаты: Сформированное осознанное отношение ребенка к своему здоровью с детства. Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием. Снижение заболеваемости детей, укрепление организма Умение контролировать свое эмоциональное состояние при экстренной ситуации.
Плаваниеиграет важную роль в жизни человека: укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, оказывает закаливающий эффект. Если этот навык получен в дошкольном возрасте, он прочно закрепляется на всю жизнь.
В начале учебного года выступаю на общем родительском собрании, рассказывая о правилах поведения и гигиены в бассейне, обсуждаем возможность участия родителей и воспитателей в занятиях. Родители узнают о том, какие спортивные принадлежности необходимы ребёнку, чтобы у родителей и воспитателей было достаточно времени для подготовки, что помогает организовать успешное обучение плаванию. Приглашаю родителей на практические занятия по освоению игр и упражнений на воде, которые можно провести в домашних условиях. Здесь они получают ответы на возникшие вопросы. Мамы и папы имеют возможность наблюдать за успехами ребенка в течение учебного года, посещая занятия в бассейне в любое время.
Важно научить воспитанников самостоятельно раздеваться, тщательно мыться и вытираться, пользоваться душем. В детском саду или дома предлагаю начать подготовительные занятия: учить ребёнка погружать лицо или голову в тазик с водой или ванну. Естественно, это нужно делать безо всякого принуждения. Дети должны с радостью и нетерпением ожидать занятий плаванием. Интересные рассказы о забавных происшествиях на воде эмоционально подготавливают ребят к занятиям
Важной задачей СП (сухого плавания) является подготовка организма ребёнка к водной среде. Проведение подготовительных занятий позволяет активизировать организм ребенка, настраивает нервную систему на работу в некомфортных, непривычных условиях, тем самым снижая возможность проявления стрессовых ситуаций при контакте с водой. Воздушные ванны заставляют кожу дошкольников «дышать». Особенно это эффективно при сочетании со специальными дыхательными упражнениями. Они формируют и закрепляют правильные режимы дыхания, которые дети должны будут в последующем использовать при плавании, укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают лёгкие.
Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, учу его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом, обращаю внимание детей на то, что дышать надо через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.
Упражнения с тонизирующим эффектом.
1. Мобилизующее дыхание (Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох. Задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха).
2. Замок (сидя, руки на коленях в положении «замок». Сделать вдох, одновременно поднять руки над головой ладонями вперёд. Задержка дыхания (2с., резкий выдох через рот, руки падают на колени).
3. Ха-дыхание (вдох – руки через стороны над головой, выдох – с наклоном корпуса вперёд со звуком «ха»).
Упражнения с успокаивающим эффектом.
Упражнение1. «Воздушный шарик» (Все играющие стоят или сидят в кругу. Предлагаю детям надуть воображаемые шарики: «Вдохнуть, поднесите «шарик» к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы, надувать его. Дуть осторожно, чтобы шарик не лопнул. А затем показать шарики друг другу).
Упражнение 2. «Отдых» (стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабить плечи и шею, голову и руки опустить к полу. Дышать глубоко, следить за дыхание. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем выпрямиться).
Упражнение 3. «Передышка» В течение 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно даже закрыть глаза.
Упражнение 4. «Штанга»Цель: расслабить мышцы спины. Предлагаю имитировать движения спортсменов – тяжелоатлетов. Взять с пола тяжелую штангу. Сделать вдох, оторвать штангу от пола, приподнять её на вытянутых руках. Выдохнуть, бросьте штангу на пол и отдохнуть
Разминка на суше существенно снижает риск возникновения травм. Во время выполнения разминочных упражнений на суше происходит более быстрый разогрев мышц, повышается эластичность связок и подвижность в суставах, сердечно-сосудистая система подготавливается к нагрузкам. Дети совершенствуют навык владения своим телом.
В старшем дошкольном возрасте на занятиях «сухого плавания» значительное место отвожу парным упражнениям, выполняемым во время разминки для разогрева основных мышечных групп. Применение парных упражнений позволяет поддержать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать своего партнёра, подстраивать свои действия под действия товарища, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью. В парной тренировке в работу активно включается вестибулярный аппарат. Выполнение многих упражнений требует от детей способности удерживать равновесие, а значит, будет развиваться координация.
Парные упражнения для разминки при обучении плаванию :
Упражнение «Калач»
Ип. – стоя спиной друг к другу, руки переплести и поставить на пояс. 1 – синхронный поворот головы вправо;2 – и. п. ;3 – то же влево; 4 – и. п.
Упражнение «Окошко».
И. п. – стоя напротив друг друга, руки в стороны, макушкой тянуться вверх. 1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона;2 – то же в противоположную сторону.
Упражнение «Каноэ»
И. п. – сидя на корточках, руки в стороны, слегка наклониться вперёд. 1 – выпрямить спину, макушкой тянуться к потолку, руки параллельно полу. 2 – и. п.
Упражнение «Кувшинка»
И. п. – сидя по-турецки, руки в стороны, лодочкой. 1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона. 2 – в другую сторону.
Упражнение «Насос»
И. п – один ребёнок сидит на корточках, другой стоит в основной стойке, оба держат друг друга за руки. 1 — первый ребёнок встаёт, второй – садится. Партнёры помогают друг другу. 2 – и. п.
Упражнение «Пилим дрова»
И. п. – сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки соединить, держаться за руки. 1 – наклон первого партнёра вперёд, второй тянет его на себя. 2 – аналогичные действия выполняются другим партнёром.
Упражнение «Тачки»
И. п. – один ребёнок ложится на коврик, руками опирается в пол; другой – стоит, держа первого за ноги. 1 – 6 – первый ребёнок передвигается на руках, второй помогает ему, держа за ноги. Затем партнёры меняются местами.
Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения, помогает обеспечить эмоциональность занятий.
Основные критерии выбора игр для занятия:
1. Игры подбираю таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. В игре учитываю уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.
3. Любая игра является средством познания окружающего мира.
4. В игре участвуют все занимающиеся.
5. Игры служат средством эмоционального воздействия.
6. В тренировочном процессе игра служит средством регулирования физической и психической
нагрузки.
7. В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники.
8. В каждой игре участники получают достаточную физическую нагрузку.
9. При проведении игры обеспечиваю постоянный контроль, вместе с детьми, осуществляем деление
на команды, выбираем водящих.
10. Корректирую игры во время их проведения.
Приведу несколько примеров упражнений на суше, образно-игровой формы:
Упражнение «Морские фигуры»
Цель: развитие силы мышц.
Морская звезда — лечь на живот, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь.
Морской конек – сесть на пятки, руки за голову.
Краб – передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь.
Дельфин – лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в замок.
Цель: развитие гибкости
Улитка – упор лежа на спине, касание ногами пола за головой.
Морской лев – упор сидя между пятками, колени врозь.
Медуза – сед, ноги врозь, с наклоном вперед до касания руками стопы.
Уж – сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс.
Морской червяк – упор стоя, согнувшись.
Подвижная игра: Море волнуется
Цель: развитие воображения и двигательной памяти.
Образно-игровая форма упражнений в стихах и загадках.
Упражнение «Морская звезда»
Цель: развитие силы мышц.
С неба звездочка упала,
В море синее попала,
И теперь морской звездой
Поселилась под водой.
Упражнение «Медуза»
Цель: развитие гибкости.
Сесть – с наклоном вперед до касания руками стопы, ноги врозь.
Динамическое упражнение «Медуза»
Цель: профилактика сколиоза.
И. П. – лежа на животе, раздвинув в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову держать на 4 счета. Затем медленно опустить на пол и немного расслабиться.
Игровое упражнение «Морж»
Цель: укрепление осанки.
Дети, подражая моржам, ползут друг за другом, подтягиваются на руках.
Вы узнаете моржа –
Бивни, словно два моржа!
Но моржи и для красы
Носят бивни – как усы!
Морж все время закаляется –
В ледяной воде купается.
Упражнение: «Ёж»
Цель: освоение техники задержки дыхания.
Сгруппироваться, перекаты вперёд – назад.
Вторую часть занятия посвящаю знакомству детей с ОБЖ, видами плавания. достижениями спортсменов по плаванию России и Пензенской области.
Все упражнения, которые помогают научиться плавать, мы выполняем в зале, в бассейне, большое внимание уделяю технике плавания. Схемы помогают детально разобрать движение пловца.
На каждом занятии воспитанники узнают и о достижениях пензенских пловцов. А в нашем Сурском крае много мастеров международного уровня: это Анастасия Зуева-Фесикова, Сергей Фесиков-олимпийские чемпионы по плаванию. Мы смотрим их видиовыступления, переживаем за них во время соревнований. Видеоматериалы позволяют многократно показывать, как отдельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации
С большим вниманием следим за успехами воспитанников нашего детского сада «Росиночка». которые начали профессионально заниматься плаванием.
Последние достижения нашего воспитанник Рома Голушко имеет 1 взрослый разряд, выступает на соревнованиях международного уровня. Воспитанники, изучая историю ДОУ, могут наблюдать динамику его спортивных достижений. Это стимулирует ребят и многие начали посещать кружки и ходить на занятия в секции по плаванию
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависит от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации.
Список литературы:
1. Е. Ф. Купецкова «Здоровый дошкольник», Пенза, 2009 год.
2. А. В. Козлов «Плавание доступно всем», Лениздат, 1986 г.
3. Т. И. Осокина «Как научить детей плавать». - Москва, «Просвещение», 1985 г.
4. Т. А. Протченко, Ю. А. Семёнов «Обучение плаванию дошкольников и младших
школьников». Практическое пособие. Методика. Айрис пресс. Москва-2003 г.
5. В. Велитченко «Как научиться плавать». Москва - 2000 г.
6. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду»
- Москва, 1991 г.
7. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству
воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН