Подготовка старших дошкольников к школе через реализацию Программы предшкольного обучения.
Подготовка старших дошкольников к школе через реализацию Программы предшкольного обучения.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка старших дошкольников к школе через реализацию Программы предшкольного обучения.»
Подготовка старших дошкольников к школе через реализацию Программы предшкольного обучения.
Суворова Т.А., старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР-д/с №4» КГО
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования.
Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников, когда педагог имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте Федерального образовательного стандарта начального общего образования.
Такая программа может быть разработана на основе программы обучения чтению, составленной логопедом, кандидатом пед.наук Н.С. Жуковой, программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки, на основе следующих учебно-методических материалов:
- З.И.Баева «Учение с увлечением», Ростов- на – Дону, издательство РО ИПК и ПРО, 2001г.;
- З.И. Баева «Светлая гавань детства», Ростов- на – Дону, издательство РО ИПК и ПРО, 2006г.;
- В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», Москва, ООО «Глобус», 2008г.
Цель программы подготовки дошкольников к школьному обучению: создание условий для подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению.
Задачи:
- организовать для детей 6-7 лет образовательный процесс для подготовки их к школьному обучению с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
- формировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
- организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
- оказывать помощь родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 3 занятия в вечернее время. Занятия проводятся по грамоте, математике и по развитию мелкой моторики. В расписание могут быть включены занятия по английскому языку, музыке, физической культуре и другие.
Занятия могут быть организованы как в школе, так и в условиях детского сада. Проводить занятия должен педагог, который очень хорошо знает требования, предъявляемые к первоклассникам в школе.