театр взрослых «Веселушка» (оптимизировать работу с воспитателями, как участниками образовательного процесса)
Созданы материально-технические: кукольные театры, ширмы, декорации, костюмы, музыкальные инструменты и организационные условия: консультации, практическое обучение родителей и педагогов основам театрального мастерства, организация индивидуальной работы по развитию творческих способностей детей.
Изучены и внедрены диагностические методики по оцениванию достижения воспитанников в музыкальном развитии:
«Диагностика музыкальных способностей» К.В. Тарасова;
«Диагностика музыкального развития» Т.В. Нестеренко.
Свою работу начала с диагностики эмоционального развития детей. Существует большое количество методов диагностирования эмоциональной сферы ребёнка. Я считаю, что наиболее удачно определение эмоционального состояния ребёнка является диагностика Г.Степановой, т.к. в этой диагностике отражены различные эмоциональные состояния с младшего дошкольного возраста.
Проведя диагностику эмоционального развития детей и проанализировав результаты, я составила перспективный план.
На первом этапе своей работы я знакомлю детей с упражнениями и играми направленные на эмоциональное развитие ребёнка, ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации.
Я создаю всеобщую и непринужденную атмосферу, подбадриваю на занятиях скованных детей. Не акцентирую внимания на промахах и ошибках. В своей работе широко использую такие театральные игры «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Весёлые обезьянки», «Японская машинка». При переходе от театральных игр к работе над этюдами я включаю специальные театральные игры, которые направлены на развития воображения и фантазии. Такие игры готовят детей к действию в сценических условиях. Ребёнок не задумывается над тем, что он делает, когда поднимает упавшую игрушку и кладёт её на место, но сделать, то, же самое на сцене ребёнку не так просто. Для того чтобы действовать естественно я придумываю ответы на вопросы: «Почему?», «Для чего?», «Зачем я это делаю?». Ребёнок учится объяснять, оправдывать свою позу или действие.
Большое место в театральной игре уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определённый ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребёнка, направляет его чувства и мысли, побуждает выполнять движения.
В своей работе я иду не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или лететь» - всё это подскажет музыка. Работа по театральной игре продолжается до тех пор пока дети не смогут научиться передаче того или иного образа, того или иного этюда.
В самом начале своей работы я брала более простые упражнения и игры: «Вот он какой», «Лентяи-простаки», «Хомячок – молчун», но некоторые дети были зажаты и стеснительны, они боялись выражать свои эмоции и чувства.
Проводя музыкальные занятия с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий пришлось приложить, чтобы они согласилась быть «грибом» в игре «Король Боровик». Конечно, здесь сыграло большую роль то, что атрибуты к игре были очень яркими – шапочка гриба, дорожка, лес.
Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности, я взяла более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.
Задания были не сложные, но по лицам детей я увидела, что лицевые мышцы у них не развиты, они не умеют выражать свои чувства на лице именно поэтому я взяла упражнения по ритмопластике.
Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях. Передать образы с помощью пластических выразительных движений и умения действовать с партнёром. Но постепенно дети преодолевают скованность, зажатость и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жеста, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например: «Осенние листья», «Бабочки», «В стране цветов», «Заколдованный лес», «Снегурочка» и другие.
Закончив работу над эмоциями и мимикой, мы перешли к более сложному этапу – работе над выразительностью жестов.
В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камушками», «Игра в снежки», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.
Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей.
Выполняя упражнения и игры на развитие жестов, мне было на много легче заниматься с детьми и потребовалось меньше времени на разъяснение и показ упражнений. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок» дети не только выполняли движения рук, но и выражали эмоции на лице, показывали свои чувства. Движения детей приобрели большую уверенность и управляемость.
Замкнутые дети стали легче переключаться с одного движения на другое и могут самостоятельно решить двигательную задачу.
На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию. Помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.
При обучении детей речевой выразительности я использую в работе знакомые и любимые сказки, что позволяет детям активно использовать разнообразные выразительные средства в их сочинениях: речь, мимика, пантомима, движение. Вначале фрагменты из сказок беру как упражнения, предлагаю детям «попроситься в теремок как лягушка или медведь, или мышка». Затем усложняю задание, предлагая по желанию одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей, где ребёнок проговаривает слова и действует за каждого персонажа.
Таким образом, дети непринуждённо учатся словесному перевоплощению и стремятся, чтобы характер персонажа, голос, привычки легко узнавались всеми.
В старших группах упражнения по речевой выразительности усложняются. Детям я предлагаю произносить с разной интонацией любые слова. Например: «Здравствуй», «Помоги», «Принеси» и другие, то приветливо, то требовательно, то небрежно, просящее. В этом случае я использую образец.
В свою работу по выразительности речи я включаю разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, ролевые диалоги с использованием русского народного творчества (потешки, песенки), самостоятельные импровизации такие, как: «Забавный случай», «Интересная прогулка», «Случай в лесу» и т.д.
Способности ребёнка передать эмоции, движения, исполнение песни можно оценить в различных формах театрализованной деятельности, такие как: кукольные спектакли, драматизация сказок, потешек, импровизации и в конечном результате – представление результатов работы на творческих театральных фестивалях «Весенняя капель» в детском саду.
Занимаясь с детьми, главная цель - это развитие эмоций через театральную деятельность. Именно она развивает личность ребёнка, побуждает к созданию новых образов. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.
По результатам проведенной диагностики по эмоциональному развитию детей можно заключить, что мои методы и приёмы были целесообразны и результативны.