Просмотр содержимого документа
«Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей»
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и, как следствие, высокой степенью утомляемости.
Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Физическое состояние дошкольников обусловлено влиянием двигательного развития на общепсихологическое состояния ребенка. Оптимальным видом физической активности является – плавание, так как по сравнению с другими видами физических упражнений оказывает более разнообразное воздействие на организм человека. Поэтому, внедрение в детские сады здоровьесберегающих технологий подразумевает и обучение дошкольников плаванию. Оно является центральным звеном в укреплении здоровья и закаливании организма детей.
Система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками направлена на оздоровление детей, начиная с младшего дошкольного возраста, сохранение у воспитанников здоровья через занятия плаванием.
Для реализации этой идеи мною были поставлены следующие цели и задачи:
Цель — обучение плаванию детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Задачи:
Оздоровительные:
приобщать ребенка к здоровому образу жизни
укреплять здоровье ребенка
совершенствовать опорно-двигательный аппарат
формировать правильную осанку.
Образовательные:
формировать двигательные умения и навыки
формировать знания о здоровом образе жизни
формировать знания о способах плавания.
Воспитательные:
воспитывать двигательную культуру
воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе
воспитывать чувство заботы о своем здоровье.
Основными средствами социализации детей считаются детский сад и семья. В условиях ФГОС ДО роль семьи во взаимодействии с ДОО возросла в несколько раз. В настоящее время родители воспитанников являются участниками образовательного процесса. Дошкольный период в жизни любого ребенка является самым оптимальным для развития и становления личности. Именно дошкольное детство дает толчок для всестороннего развития ребенка дошкольника. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С ее помощью ребенок учится, развивается. Игра позволяет ребенку не только познавать новое, пополнять существующие знания в той или иной области, она дает ребенку возможность укрепить и сохранить свое здоровье. В игре дети не только находят друзей, они еще узнают о пользе занятий, о значении предметов в жизни, о естественных факторах природы и др. Во время игр на воде и занятий по плаванию дети узнают и закрепляют знания о частях тела, о направлениях движений, о культурно-гигиенических навыках, узнают название и назначение спортивного инвентаря. Все эти знания позволяют детям сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Полученными знаниями дети делятся с друг другом, а также со своими родителями, тем самым приобщают их к здоровому образу жизни. Много знаний дети получают и от родителей, данные знания тоже помогают укреплять здоровье дошкольника. Многие родители на своем примере показывают необходимость заботы о своем здоровье. В детском саду основная роль по оздоровлению детей дошкольного возраста принадлежит педагогам, инструкторам по физической культуре и медицинскому персоналу учреждения.
1. Время не стоит на месте, инструктору по физической культуре приходится идти в ногу со временем, чтобы быть компетентным в решении тех или иных задач. В работе по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста недостаточно одних каких-то знаний, необходимо эти знания постоянно обновлять и пополнять. В своей работе опираюсь на труды отечественных исследователей, которые уделяли большое внимание сохранению здоровья дошкольников. Многие авторы видят работу по сохранению и укреплению здоровья детей по-разному. Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е. Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане). Большое внимание укреплению и сохранению детей уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что забота о здоровье детей –важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка. Макаренко Л.П. «Юный пловец», Осокина Т.И. «Как учить детей плавать»,
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей». Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина «Плавание-крепость здоровья» — вот лишь немногие труды, на которые я опираюсь в своей работе на должности инструктора по плаванию. Для достижения положительного результата по поставленной проблеме недостаточно просто изучить материал. Я, как и многие другие педагоги нахожусь в постоянном поиске. Ищу новые, нетрадиционные формы и методы по оздоровлению дошкольников. Большое внимание уделяю подготовке нестандартного материала для занятий. Мною организована «тропа здоровья» в бассейне. Занятие, которое приносит детям не только удовольствие, положительные эмоции, но и позволяет заниматься профилактикой плоскостопия и следить за правильностью осанки ещё до непосредственных занятий по плаванию. Данная тропа пользуется большим спросом у детей всех возрастных групп, что также дает положительный результат в оздоровлении дошкольников.
Новизна выполненного педагогического опыта исследования заключается в разработке системы использования много аспектных возможностей меж предметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты образовательной деятельности через взаимодействие педагогов и специалистов нашей дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников, работников социальной сферы.
Система конкретных педагогических действий. В работах отечественных исследователей, отмечается наибольшая податливость и обучаемость детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства проходит формирование черт характера ребенка, формируются навыки, привычки ребенка. Полученные в данный период знания служат для дальнейшего становления ребенка. В своей работе я придерживаюсь основных принципов:
системности
наглядности
последовательности
доступности.
В нашем саду имеется полностью оборудованный бассейн для занятий детей плаванием, где есть весь необходимый инвентарь.
В бассейне созданы все необходимые условия, для того чтобы дети научились плавать. Имеется различный инвентарь: плавательные доски, лопатки, колобашки, надувные нарукавники и жилеты.
Также в нашем детском саду имеется тренажёрная комната. Перед каждым занятием инструктор по плаванию выполняет вместе с детьми упражнения на суше, дети вспоминают правила поведения на воде, и лишь только после этого непосредственно начинают занятия на воде.
Большое внимание в своей работе вместе с педагогами мы уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников. Инструктор по плаванию тесно работает с педагогами учреждения. Совместными усилиями организуются родительские собрания, круглые столы, проводятся индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, различные спортивные праздники на воде.
Опыт накопленной мною работы показывает, что у детей дошкольного возраста, которые регулярно посещают занятия плаванием в детском саду, происходит снижение заболеваемости и укрепляется организма.
Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое развитие. Контактируя с водой человек получает массу положительных эмоции. Польза плавания настолько велика, что занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемым в медицине. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма:
Мышечная система. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Сопротивление воды способствует формированию более сильных и эластичных мышц.
Костная система. В воде снижается нагрузка на позвоночник и суставы. Укрепление связок способствует правильному формированию осанки. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Ходьба по массажным дорожкам перед плаванием, активное движение ног в воде в безопорном положении — укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Сердечно — сосудистая система. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.
Дыхательная система. Давление воды и возрастающая потребность в кислороде, как следствие повышенной энергозатратности, укрепляет дыхательную систему: улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода.
Нервная система. Важна радость, удовольствие, которое получает ребенок от общения с водной стихией. Использование элементов игры позволяют сохранять эту радость на протяжении всего обучения. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.
Закаливание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разным условиям внешней среды. Движение воды оказывает массирующий эффект.
Культурно — гигиенические навыки. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Постоянное выполнение ребенком целого ряда санитарно — гигиенических требований приучает его к самостоятельности и воспитывает уверенность в собственных силах.
Личностные качества. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия развивают у детей такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.