Обучение грамоте на тему Пиши -Читай Цель: помочь дошкольникам закрепить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии. Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие). Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова) Развивать фонематический слух. Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов. Наглядный материал: конверт с письмом (от Пиши - Читай), чудесный мешочек с буквами синего, красного, зеленого цвета; плакат с гласными буквами; Конверты с заданиями: 1-й конверт "буквы и звуки" 2-й конверт "Подели слова на слоги и определи их количество" 3-й конверт Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу", картинки слогов (МА, ЛИ, CА, БА и картинки к заданным слогам) 4-й конверт «Отгадай зашифрованное слово» 5-конверт игра «Найди звук» Разрезная картинка "школа" Слоги для закрашивания МА, ЛИ, CА, БА буквы - ш, к, о, л, а; картинка школа Предметы: книга, альбом, пенал, краски, карандаш, мел Картинки: шапка, кот, облако, лампа, арбуз Счетные палочки для выкладывания букв Раздаточный материал: конверты с фишками красного, синего, зеленого цвета, колокольчик, шапочка на каждого ребенка; прямоугольник для выкладывания схемы предложения. Игровой материал: Карточки с предметными картинками, в названии которых присутствует звук «К» и "Ш" и "C" Карты с 3-мя ячейками и символами, означающими местонахождение звука в слове. Ход Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное веселое.) Воспитатель: Замечательно! Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу свое хорошее настроение. Дети становятся в круг. Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей) Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай Воспитатель: Вот так сюрприз. Пиши - Читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться. Воспитатель: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да) Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные- синие, мягкие согласные - зеленые. Дети достают букву говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, тот садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками. - Давайте с вами вспомним все гласные звуки, которые обозначаются этими буквами и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е-Ю-Я (выполняется упражнение). Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится. 1 задание: «Буквы и звуки» - Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим) - Правильно ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков) - Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие) - Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) - Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими) - Ребята, как определить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук, если есть вибрация - значит звук звонкий, если нет, то глухой. - Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим) - Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым) - Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным). - Как мы обозначаем звонкий согласный звук? (колокольчиком) - Как мы обозначаем глухой согласный звук? (шапочкой) Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание. 2. «Подели слова на слоги и определи их количество» Воспитатель: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности) Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши - Читай. Воспитатель: Открываем следующий конверт. 3. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу" Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова, за правильный ответ детям дается смайлик, чем больше смайликов тому ребенку аплодисменты. Дети с ОВЗ, тоже выполняют задание, называют слова с заданным слогом. (детям с ОВЗ предлагается картинка со славами, которые начинаются на слоги: МА, СА, БА, ЛИ.) "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак "СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай "БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант "ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия. Физкультминутка Чтоб головка не болела, Ей вращаем в право в лево. (вращение головой) А теперь руками крутим- И для них разминка будет. (вращение прямых рук вперёд и назад) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (потягивание - руки вверх и в стороны) Повороты вправо- влево, Плавно производим. (повороты туловища в право и влево) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (наклоны вперед) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. [4] Пальчиковая гимнаста для ОВЗ: Один из детей проводит в кругу, четко проговаривая текст пальчиковой гимнастики, загибая в нужной последовательности пальцы. В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.) Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.) [6] 4. «Отгадай зашифрованное слово» Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски). Воспитатель показывает картинки каждого слова (шапка, кот, облако, лампа, арбуз). Детям ОВЗ предлагается разрезная картинка школа. (пока дети выполняют задание дети ОВЗ складывают разрезанную картинку школы по образцу) Воспитатель: Правильно, это слово ШКОЛА! (воспитатель показывает картинку школы.) Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). Давайте проверим (прохлопаем или посчитаем гласные). А сколько звуков? (5). Дети выполняют звуковой анализ слова. Самостоятельно. Воспитатель помогает детям с ОВЗ в индивидуальном порядке. (так же предлагается разрезная картинка ШКОЛА.) Затем проверяем один ребенок у доски. В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков: Первый звук - Ш - согласный, твёрдый; глухой обозначаем синим квадратом и шапочкой; Второй звук - К - согласный, твердый глухой; обозначаем синим квадратом и шапочкой; Третий звук - О - гласный, ударный, обозначаем красным квадратом; Четвёртый звук - Л - согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим квадратом и колокольчиком; Пятый звук - А - гласный, безударный, означаем красным квадратом Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с заданием справились. Воспитатель: Хорошо. А нас ждет следующий конверт. 5. Игра: «Найди заданный звук в слове» [7] На каждого ребенка раздается карта с ячейками, 5 карточек с предметными картинками, 3 карточки в названии, которых присутствует звук «К» в начале, середине и конце слова и 2 карточки, с картинками, в названии которых отсутствует звук «с» (запутывающие). Если остается время тоже самое со звуком "к" и "ш". Перед тем как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит взять нужный конверт и проговорит, какие картинки видит ребенок, после начать выполнять задание самостоятельно, после выполнения воспитатель вместе с детьми подводит итоги данного задания. Ребенок должен из предложенных карточек выбрать те, в которых звук «К» находится в начале, середине и конце слова и в правильной последовательности расположить их на карте. Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - Читаю. Музыка по плану муз руководителя |