Просмотр содержимого документа
««Питание и труд здоровье дают».»
Сафонова Светлана Викторовна
Новосибирская область
Проект «Питание и труд здоровье дают».
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна в период дошкольного детства. Период дошкольного возраста является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыках здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Здоровье детей в современное время приобретает особую актуальность.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому я считаю приоритетным работу в данном направлении по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни, и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Для реализации проекта была выстроена система работы, где образовательная деятельность интегрируется с оздоровительной, что в конечном итоге сохранит и укрепит физическое и психическое здоровье ребенка.
Основной целью проекта является
Развитие эмоционально – волевой сферы, самостоятельности, инициативности, формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- формировать умение детей проявлять инициативность и предлагать собственное решение в проблемной ситуации, заданной педагогами в рамках данного проекта;
- расширить представления детей о полезных продуктах через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи;
- воспитывать любознательность, познавательную активность, культуру поведения;
- обобщить знания дошкольников о здоровом образе жизни;
- формировать у детей способность осознавать свои эмоции и чувства, переживания, побуждать к размышлению.
Совместно с социальными партнёрами определили единую задачу:
Объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни, сотрудничества и конструктивного взаимодействия.
Ожидаемый результат проекта по отношению к детям:
- формирование основ здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к здоровью;
- развитие способности к инициативности в решении творческих проблемных ситуаций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника.
По отношению к педагогам:
- разработка комплекса мероприятий способствующих развитию инициативности, самостоятельности и формированию знаний о здоровом образе жизни у детей;
- обобщение и транслирование опыта работы по теме «Питание и Здоровье»;
По отношению к партнёрам:
- привлечение большего количества участников проекта;
- пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)
Работая с детьми, часто приходится наблюдать несформированность таких качеств, как усидчивость, умение напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, умение переключать внимание. Дети нерешительны в общении со сверстниками и взрослыми, испытывают робость и тревогу в новых ситуациях.
Для реализации поставленных задач проекта привлекла к совместной работе педагога - психолога. Вместе мы обозначили основные направления нашей работы.
Начиная внедрять свой проект, я выявляю знания детей по проблеме «Что такое здоровье?», используя метод трёх вопросов. Все ответы детей заносились в таблицу.
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Откуда можно узнать?
Еда бывает полезная и вредная
Молоко полезно для костей
Нужно мыть руки перед едой
Нужно заниматься спортом
Нужно следить за своим организмом
Нужно дышать свежим воздухом
Как защититься от болезней и микробов?
Как устроен наш организм?
Как беречь свой организм?
Какая пища полезна?
Почему полезны кисломолочные продукты?
Какие ещё бывают кисломолочные продукты?
Зачем нужны витамины?
Спросить у родителей
Посмотреть видеофильм
Медицинские плакаты
Пригласить на беседу врача
Посмотреть в интернете
Сходить на экскурсии
Провести эксперименты
Подбор литературы
На основе выявленных знаний детей, мной были определены разделы:
Моё тело
Микробы. Кто это? Вредные и полезные
Гигиена и здоровье
Продукты питания (вредные и полезные)
Что надо делать, чтобы быть здоровым
Эмоциональное здоровье
Реализация проекта проводилась в три этапа:
1 этап подготовительный:
- определение разделов проекта;
- сбор информации;
- подбор художественной и энциклопедической литературы, дидактических игр, дидактического материала;
-анкетирование родителей;
-психолого-педагогическая диагностика детей.
2 этап сама реализация проекта:
- непосредственно – образовательная деятельность с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами детского сада;
- работа со старшей медицинской сестрой;
- организация экскурсий, развлечений и т.д.
Самый яркий и запоминающийся – это заключительный этап.
Мы с детьми инсценируем эмоциональные этюды, ставим театрализованные постановки, готовим стендовый материал. Свой опыт работы я транслирую на педагогических советах и на выставке «Учебная Сибирь».
В процессе реализации проекта проведены разнообразные экскурсии. Мы с ребятами посетили пищевой блок нашего детского сада, посмотрели процесс приготовления пищи, узнали из каких продуктов нам готовят.
Посетили медицинский блок, познакомились с работой медицинской сестры, с процедурным кабинетом, измерили рост и вес. Ребята с большим удовольствием дышат в соляной пещере.
Посетили ближайшую аптеку. В аптеке нам рассказали про разные лекарства. Мы запомнили, что употреблять лекарства без контроля взрослых, опасно для здоровья.
Посетили магазин продуктов. Посмотрели на разнообразие кисломолочных продуктов, узнали, что у продуктов есть срок годности, молочные продукты нужно хранить в холодильнике, просроченными продуктами можно отравиться, закрепили знания о полезных и вредных продуктах.
Посетили пекарню. Узнали, из чего делают хлеб, посмотрели этапы его приготовления, закрепили знания о труде пекарей.
Вместе с детьми в группе мы проводили различные беседы на темы: «Наш организм», «Полезные продукты», «Еда для здоровья», «Витамины и здоровый организм», «Какие бывают микробы?». Узнали о работе организма человека, о полезных продуктах, о том, что полезного они едят дома и в детском саду. Старшая медицинская сестра нашего детского сада рассказала о гигиене полости рта. Врач рассказала детям о вреде и пользе микробов. В энциклопедиях дети рассмотрели внешний вид микробов и теперь они знают, что микробов существует огромное количество и среди них есть вредные и полезные.
Совместно с детьми и родителями была подобрана художественная литература к каждому разделу проекта. Дети с интересом слушали стихи и сказки, поддерживали беседу по содержанию.
К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», М. Яснов «Я мою руки», А. Кузнецова «Кто умеет?», Н. Найдёнова «Наши полотенца», Р. Кудашева «Петушок», С. Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала», «Овощи», З. Александрова «Большая ложка», В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо».
В моей группе работает исследовательская лаборатория, где мы с детьми рассматривали капли чистой воды и растаявшего снега. Сделали вывод, что чистая вода полезна для здоровья, а талый снег с частичками грязи вреден, поэтому брать в рот сосульки и снег – запрещено. Там микробы!
Выращивали плесень на хлебе, после рассматривали под лупой, определяли запах. Сделали вывод, что такой хлеб кушать нельзя, он «заболел». Продукты с плесенью опасны для здоровья.
Выращивали чайный гриб. Сделали вывод, что чайный гриб живой микроорганизм, который растёт. Он полезен и его можно пить.
В еженедельном киноклубе, дети просматривают видеофильмы «О Петьке микробе», «Первые уроки здоровья», «Королева зубная щетка», «Серия мультфильмов о правильном питании», «Уроки осторожности».
В совместной деятельности, с помощью дидактических игр, дети закрепляли знания о здоровом образе жизни. «Полезно не полезно», «Витаминные семейки», «Аскорбинка и его друзья», «Найди лишнее».
Впечатления полученные на экскурсиях, дети переносили в сюжетно – ролевые игры. «Магазин молочных продуктов» - закрепляли представления о работе продавца, «Больница» - формировали представления о пользе витаминов, о причинах заболеваний, «Операция» - закрепляли знания о частях тела, внутренних органах организма человека, «Повара» - закрепляли технику работы, его действия.
Успешному закреплению полученных детьми знаний способствует продуктивная деятельность. Вместе с детьми рисовали вредных и полезных микробов, сюжеты к сказкам о питании и здоровье, вредные и полезные продукты питания.
Лепили вены и артерии, микробов, из теста делали хлебобулочные изделия.
Из баночек от бифилина сооружали различные поделки и постройки. Детям очень понравилось такое конструирование с нетрадиционными материалами.
Участвовали в кулинарном конкурсе на самый оригинальный бутерброд.
Осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, формируется только в совместной деятельности взрослых и детей. Проводились спортивные праздники совместно с родителями. После таких мероприятий, дети светятся от счастья. Родители окунаются с головой в атмосферу азарта.
Параллельно со мной велась работа педагогом – психологом на формирование эмоционального здоровья. Развитие ребёнка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену» эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, нарушению общения со сверстниками и взрослыми. Эмоции влияют и на познавательные процессы ребёнка, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Применяемые на занятиях игры и упражнения позволяют развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Дети, особенно вспыльчивые, с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутые, участвуя в психологических этюдах, учатся управлять своим поведением. Через движения дети овладевают азбукой выражения эмоций.
Арт-терапия - это современный метод положительного психологического воздействия, цель которого поддержание и укрепление психологического здоровья детей. Используемые на занятиях методы арт – терапии позволяют детям познавать себя и окружающий мир, безопасно выражать свои чувства через творчество, помогает сплотить детский коллектив.
Взрослый всегда образец подражания для ребёнка. Работа с родителями осуществлялась в ходе: подготовки различных экологических плакатов, докладов, альбомов, загадок, оформление газет. Придумывали сказки, рассказы, частушки о Бифилине и здоровом питании.
Были изготовлены атрибуты для игровой деятельности: анатомический фартук, макет человека, лабиринт «Где живут лекарства?». Подбирали и оформляли диски с мультфильмами и видеофильмами с помощью интернета.
Принимали участие в подготовке выставок о микробах, подделок из баночек бифилина, поделки из макаронных изделий, поделки из соленого теста.
Придуманы и изготовлены костюмы, атрибутов для театрализованной деятельности, приобрели настольно – печатные игры в рамках проекта.
На третьем этапе мы с детьми показали спектакль «Дядя Миша» по одноименной сказке В. Сутеева. Для педагогов и социальных партнеров подготовлена презентация, где я представляла свой опыт работы.
В настоящее время мы готовим видео-архив театрализованных постановок для открытия канала в сети интернет.
Проанализировав данные по группе по заболеваемости детей за последние три года. Мы наблюдаем положительную динамику, результаты которой вы можете увидеть на слайде.
Результаты психологического обследования так же показали положительную динамику, уменьшение количества изолированных детей, улучшение психологического климата в группе, снижение уровня тревожности и повышение эмоциональной отзывчивости у детей.
Также моя работа по здоровьюсбережению является малой частью национального проекта «Демография».
В дальнейшем в своей работе хочу:
- Организовать родительский клуб по теме «Здоровье и питание».
- Открыть канал в сети интернет.
- Принять участие в выставке образовательных организаций, литературы и оборудования для учебного процесса «Учебная Сибирь»
В заключении я хочу процитировать слова известного немецкого философа Артура Шопенгауэра.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.