kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первые шаги к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Первые шаги в школьную жизнь» (подготовка к школе) предназначена для организации подготовки детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе.

Курс «Первые шаги в школьную жизнь» (подготовка к школе) – это новый интегрированный учебный курс, который соответствует промежуточному периоду между дошкольной и школьной жизнью детей. Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте, художественного творчества и изобразительного искусства дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начала, развивать все виды речевой деятельности( умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему, развитие практических навыков работы по обслуживающему труду и в изобразительном искусстве.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги к школе »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86

ИМЕНИ КОНТР-АДМИРАЛА И.И. ВЕРЕНИКИНА














Рабочая программа

«Первые шаги в школьную жизнь» (подготовка к школе)

( для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год)




Автор: учитель начальных классов

высшей категории

Филиппова Наталья Викторовна











Ульяновск

2013 г.

Программа «Первые шаги в школьную жизнь»

(подготовка к школе).

Пояснительная записка.

Программа «Первые шаги в школьную жизнь» (подготовка к школе) предназначена для организации подготовки детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе.

Курс «Первые шаги в школьную жизнь» (подготовка к школе) – это новый интегрированный учебный курс, который соответствует промежуточному периоду между дошкольной и школьной жизнью детей. Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте, художественного творчества и изобразительного искусства дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начала, развивать все виды речевой деятельности( умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему, развитие практических навыков работы по обслуживающему труду и в изобразительном искусстве.

Рабочая программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. (данная программа рекомендована Министерством образования России ), комплекта учебно-методических пособий - Предшкольная пора («В мире звуков и букв», «В мире чисел и цифр»)авторы Андрианова Т.М., Андрианова И.Л, курс «Развитие познавательных способностей» (Юным умникам и умницам. За три месяца до школы) автор Холодова О.А.

Данная программа содержит три комплектных блока:

  • Художественное творчество и изобразительное искусство;

  • Развитие речи и обучение грамоте;

  • Математика, логика , счет

Основная цель курса – оказание педагогической и психологической помощи ребёнку на пороге школьной жизни.

Курс должен научить детей :

  • строить отношения с товарищами и с учителем;

  • сотрудничать с ними в учебной деятельности, помочь усвоить правила поведения в школе, дать возможность педагогу лучше познакомиться с каждым будущим первоклассником, расширить кругозор учеников.

Данный курс решает следующие задачи:

  • сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

  • обеспечить психологическую поддержку будущим первоклассникам;

  • развивать память, внимание, мышление, воображение;

  • развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику руки;

  • исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к школе;

  • устранить разно уровневую подготовку к обучению в школе.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

  • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход;

  • систематичность и последовательность;

  • вариативность занятий;

  • наглядность.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Основной формой обучения являются занятия, на которых используются дидактические игры и игровые приёмы в рамках других методов обучения.

Курс «Первые шаги в школьную жизнь» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-летнего возраста.

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребёнка, возраст первоначального фактического складывания личности. У ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные нормы поведения.

Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всём дальнейшем ходе развития ребёнка, что ещё раз свидетельствует о необходимости психологического контроля (сопровождения) за развитием дошкольников. Поэтому в программу введено психологическое сопровождение дошкольников, направленное на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для общения в коллективе сверстников и для успешного обучения в школе. Цель данного курса – облегчить процесс адаптации ребёнка в группе, формировать у детей готовность к школьному обучению.

Дети 6 лет более самостоятельны - это обеспечивается большей целенаправленностью восприятия, развитием наблюдательности. Восприятие этих детей носит более аналитический характер. Они способны вычленить отдельные стороны и черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности, развития мыслительных действий: анализа, сравнения, синтеза. Дети в этом возрасте могут высказывать обоснованные суждения, делать умозаключения. В возрасте 6 лет появляется произвольное запоминание. Устойчивее становится внимание. У детей продолжает развиваться речь, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, связная речь. Формируются навыки культурного поведения. Развивается мотивация поведения. Мышление у детей 5-6 – летнего возраста наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует особенностям их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, различных форм творческой деятельности.

Проектируемые умения:

  • Умение наблюдать за своим окружением, задумываться над тем, что увидели и услышали;

  • Умение оценивать своё поведение и что-то в нём менять;

  • Умение на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;

  • Умение различать, какие способы поведения целесообразны, а какие – неуместны.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя успешным, компетентным и принятым. Цель деятельности педагога в период обучения дошкольников – помочь детям адаптироваться к новым условиям жизни в школе через развитие у них социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей с наименьшими рисками.

Курс «Первые шаги в школьную жизнь» состоит из следующих развивающих предметов:

  • художественное творчество и конструирование,

  • развитие речи, обучение грамоте

  • математика – логика и счёт, развитие мелкой моторики.

Занятия проводятся в игровой форме. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям.

Тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям почувствовать себя успешными и компетентными. Никто не исключается из игры, никто не становится «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.


Содержание программы

– развитие познавательных способностей детей.

Цель программы – облегчить процесс адаптации ребенка в группе, формировать у детей готовность к школьному обучению. Развивать такие качества, как доверие, самостоятельность и инициатива.

Доверие. Доверие к другим детям и к ведущему – существенный фактор развития детей в любом возрасте. Дети нуждаются в атмосфере безопасности и надежности. В незнакомых ситуациях и перед лицом новых требований ребенку особенно важно ощущать, что его принимают. Только в доверительной атмосфере он может пробовать что-то новое и верить в себя.

Самостоятельность. Дошкольники становятся все более независимыми, уверенными в себе и самостоятельными. У них постепенно развивается чувство идентичности, они обнаруживают, что могут выбирать, решать, какие требования готовы принять и стоит ли рисковать.

Важно, чтобы дети учились выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе с другими и принимать на себя ответственность. Растущая самостоятельность развивает их уверенность в себе и в дальнейшем помогает проявлять инициативу.

Инициатива. Дошкольники с удовольствием экспериментируют, примеряют на себя различные роли и начинают лучше понимать, что им самим больше нравится. Поэтому необходимо создавать условия, в которых дети могли бы пробовать, искать альтернативы, рисковать, участвовать в решении задач и время от времени выступать в роли лидера.

При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

Раздел «Художественное творчество и конструирование» направлен на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на формирование личности ребёнка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач, готовит к освоению этнокультурных знаний; готовит детей к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами; развивает мелкую моторику руки. Дети – маленькие архитекторы, их естественная потребность в конструктивной деятельности и организации мест для игры несет в себе художественное начало.

Курс обучения «Художественное творчество и изобразительное искусство» представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, которые раскрывают основы связей изобразительных, декоративных и конструктивных искусств с жизнью человека и общества.

Всё это способствует развитию у детей чувство прекрасного, эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Основная цель раздела «Художественное творчество» — заложить основу понимания простейших конструкций наиболее обобщенного вида знакомых предметов, научить детей определять последовательность операций при конструировании изделия.

Важнейшими задачами являются:

— подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;

— обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные, от которых зависит расположение других частей; делить части на составляющие детали; анализировать условия практической задачи для получения желаемого результата;

— развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду;

— обогащение словарного запаса (название предметов, их частей, деталей, способов действий и т. п.);

— развитие речи (анализ конструкции, объяснение последовательности конструирования, составление программы действий, анализ готового изделия и оценка его, описание игровой ситуации и др.);

— воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения;

— воспитание умения работать в паре, группе;

— воспитание бережного отношения к своему труду, природе, окружающим предметам как результату труда других людей;

— привитие навыков культуры труда.

— знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилином, бумагой, фольгой; с готовыми природными формами: шишками, сухими веточками, соломой, плодами, семенами деревьев и кустарников, травянистых растений, глиной и другими.

— выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.

— конструирование по образцу, рисунку, по заданиям, по условиям, замыслу, с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета ( внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше, столько же), по их форме.

— использование различных видов деятельности:

— разметка: на глаз, сгибание

— обработка: выполнение приемов лепки- разминание, раскатывание и др. ( глина, пластилин); резание (бумага); ; разравнивание, сминание, накручивание( фольга);

— сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на два узелка, бантом (нитки, шнурок); витьё (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);

— отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природные материалы, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага)

Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, стека, ножницы, кисточка для клея, игла) и приспособлениями (наперсток, тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки).

Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умение сравнивать свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческое отношение к труду.

Для детей дошкольного возраста характерно целостное восприятие окружающего мира. Положительные результаты при занятиях изобразительной деятельностью можно получить при условии, что ребенок может выделить характерные признаки изображаемых предметов и явлений и отобразить их в своем замысле при помощи выразительных средств изобразительного искусства.

Задачи раздела изобразительное искусство

— научить детей умениям рассматривать предметы, анализировать их, выделяя характерные особенности;

— научить детей стилизованно изображать предметы (упрощенно, но с сохранением отличительных признаков) в рисовании, лепке, аппликации;

— ознакомить детей с различными выразительными средствами изобразительного искусства;

— ознакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства;

— научить детей пользоваться различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, уголь), использовать природные материалы;

— развивать восприятие, внимание, творческое воображение, фантазию, художественный вкус, мышление;

— развивать эстетические чувства (чувство света, чувство формы, чувство ритма);

— воспитывать в детях трудолюбие и аккуратность.

Планируемые результаты:

- определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;

- конструировать по условию, по замыслу из готовых деталей;

- владеть приемами лепки;

- соблюдать правила культуры труда.

- иметь первоначальные представления о выразительных средствах изобразительного искусства;

- уметь выделять характерные признаки предметов и явлений и отображать их в своей изобразительной деятельности;

- уметь работать пастелью, углем и цветными карандашами, знать приемы работы кистью (мазок, примакивание);

- владеть приемами лепки (раскатывание, прищипывание, разминание, сглаживание, сдавливание);

- иметь представление о народных промыслах Хохломы, Гжели, Дымкова

- иметь представление о построении предметов;

- уметь правильно организовать рабочее место.

Тематическое планирование курса «Художественное творчество и изобразительное искусство»

Тема занятия

Кол-во

часов

дата

1

Весёлое солнышко(поделка из бумаги)

1


2

Золотая рыбка( аппликация)

1


3

Ёжик ( соленое тесто и семечки)

1


4

Весёлый осминожка (раскрашивание + аппликация)

1


5

Весёлый бегемотик ( раскрашивание рисунка)

1


6

Осеннее деревце ( аппликация)

1


7

А- начало алфавита ( раскрашивание рисунка)

1


8

Улитки на прогулке (лепка)

1


9

Аппликация из геометрических фигур

1


10

Осенний листок ( акварель)

1


11

Лесовичок (природный материал + пластилин)

1


12

Зимние узоры (акварель)

1


13

Новогодняя елочка (лепка)

1


14

Снеговичок (аппликация с ватой)

1


15

Снежинки_( акварель)

1


16

Птичка на ветке (аппликация)

1


17

Открытка для пап (торцевание)

1


18

Первоцветы (акварель)

1


19

Букетик для мам (поделка из бумаги)

1


20

Корзинка с цветами (лепка)

1


21

Весенняя веточка (акварель)

1


22

Коврик из геометрических фигур (аппликация)

1


23

Мозаика (пластилин +макаронные изделия)

1


24

Зоопарк (лепка)

1


25

Морские фантазии( акварель)

1


26

Весёлые змейки (поделка из бумаги)

1


27

Пасхальная корзинка (лепка)

1


28

Кувшинчик _(бумага + семена)

1



Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для систематического изучения родного языка. Поэтому в разделе «Развитие речи и обучение грамоте» большое внимание уделяется развитию устной речи детей, их словесного творчества, который включает в себя все виды работ над словом: лексический, грамматический, фонетический.

Занятия по этому направлению направлены на разностороннее развитие ребёнка при помощи различных видов деятельности, которые выполняют следующие функции:

  • развитие связной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, фантазии, мышления;

  • обогащение словарного запаса ребёнка;

  • формирование внутренней речи – основы речевого мышления;

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • формирование эстетического восприятия, эмоционального настроя и актёрских способностей ребёнка.

В процессе обучения на этих занятиях дети:

  • учатся слушать художественные произведения;

  • знакомятся с предметными иллюстрациями;

  • учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию художественного произведения;

  • учатся выразительно читать выученные наизусть произведения;

  • учатся пересказывать;

  • работают над звуковым анализом слов;

  • приобретают первичные навыки чтения;

  • составляют по иллюстрациям загадки, рассказы, сказки.

Планируемые результаты:

уметь:

  • составлять предложения по опорным словам, составлять рассказы, сказки по картинке и серии картин;

  • пересказывать художественные произведения (небольшие по содержанию);

  • правильно произносить звуки, выделять из слов звуки, определять место звука в слове

  • артикуляционно верно произносить слова;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

Раздел «Обучение грамоте» предполагает обучение первоначальному чтению и подготовки к письму, осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. На занятиях по обучению грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове, в слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчётливого и правильного произношения слов, слогов, звуков. Учитывая разный уровень развития детей, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.

Занятия по «Обучению грамоте» направлены на разностороннее развитие ребёнка при помощи различных видов деятельности, которые выполняют следующие функции:

  • развитие связной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, фантазии, мышления;

  • обогащение словарного запаса ребёнка;

  • формирование внутренней речи – основы речевого мышления;

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • формирование эстетического восприятия, эмоционального настроя и актёрских способностей ребёнка.

  • работают над звуковым анализом слов;

  • приобретают первичные навыки чтения;

  • составляют по иллюстрациям загадки, рассказы, сказки;

  • учатся конструировать буквы с помощью различных объектов: элементов печатных букв, фигур, конструктора ЛЕГО, а также путём ощупывания букв из наждачной бумаги;

  • учатся составлять узоры и украшения, печатные бордюры;

  • развивают ориентировочные действия, мелкую моторику руки путём штриховки в заданном и свободном направлении, обведении контура, вписывании фигур и рисунков в определённый контур и т. д.

Планируемые результаты:

уметь:

  • составлять предложения по опорным словам,

  • составлять рассказы, сказки по картинке и серии картин;

  • пересказывать художественные произведения (небольшие по содержанию);

  • правильно произносить звуки, выделять из слов звуки, определять место звука в слове

  • артикуляционно верно произносить слова;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • по образцу составлять узоры;

  • обводить элементы букв по контуру;

  • моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Занятия по обучению грамоте носят обще развивающий характер, способствуют развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и этических качеств личности ребёнка.

Тематическое планирование блока «Развитие речи и обучение грамоте» . ( в основе занятий лежит учебно- методическое пособие из серии Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире звуков и букв» Астрель-2013 г.)

Тема занятия

Кол-во

часов

дата

1

Мы живем в России. Предметы вокруг нас

1


2

Как прекрасен этот мир, посмотри! Мир полон звуков.

1


3

Знакомство с предложением.

1


4

Кто придумал все слова.

1


5

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

1


6

Слово делится на части

1


7

Как хорошо уметь читать! Гласный звук [ а ] Буквы Аа, открываем театр

1


8

Согласные звуки [ м ] ,[ м` ] .Буквы Мм. Твердые и мягкие согласные звуки.

1


9

Гласный звук [ у ]. Буквы Уу. Знакомство с восклицательным знаком.

1


10

Согласные звуки[ н ] ,[ н `] .Буквы Нн. Большая буква в именах.

1


11

Гласный звук [ о ] . Буквы Оо. Использование в речи слов он, она, оно. Читай, смекай, рассказывай.

1


12

Согласные звуки [ с ,] [ с `.] Буквы Сс. «Снежная» страничка Согласные звуки [ з ,] [ з`] Буквы Зз.

1


13

Гласный звук [ ы ] . Буква ы. «Один-много»знакомство с ь и ъ знаками.

1


14

Гласный звук [ и ]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы.

1


15

Согласные звуки [ л ] , [ л ` ] . Буквы Лл. «Лисичкина» страничка

1


16

Согласные звуки [ к ], [ к` ] . Буквы Кк. Учимся образовывать слова Согласные звуки [ г ], [ г ` ] . Буквы Гг.

1


17

Согласные звуки[ р ], [ р` ]. Буквы Рр. Страничка юного техника.

1


18

Согласный звук [ й` ] . Буквы Йй. В гостях у доктора Айболита

1


19

Согласные звуки [ т ], [ т` ] . Буквы Тт. Согласные звуки [ д ],[ д ] .Буквы Дд. Домашние питомцы


1


20

Согласные звуки [ в ] , [ в ` ].Буквы Вв. Страничка о воде. Согласные звуки [ ф ], [ ф` ]. Буквы Фф.

1


21

Гласный звук [ э ]. Буквы Ээ. Играй, смекай, рассказывай!

1


22

Согласные звуки [ б ], [ б` ] Буквы Бб Согласные звуки [ п ], [ п ] . Буквы Пп.

1


23

Согласные звуки [ ш ] , [ ш ` ]. Буквы Шш. Согласные звуки [ ж ] , [ ж ] . Буквы Жж

1


24

Буквы Щщ. Звук [ щ ] , звук[ щ`]

1


25

Буквы Ее,Ёё

1


26

Буквы Яя,Юю.

1


27

Буквы Хх. Звуки [ х ] , [ х ` ]. Звук ц . Буквы Цц.

1


28

Буквы Чч. Звук [ ч` ] .Буквы Щщ. Звук [ щ ` ]. Алфавит

1



Раздел «Математика. Логика и счёт» направлен на целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей. Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Эти приемы можно рассматривать как:

  • Способы организации деятельности дошкольников;

  • Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризует его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;

  • Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности.

Это обеспечивается:

  1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие, с другой – позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.

  2. Интересными методическими к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.

Содержание обучения:

  1. Арифметическое: счёт предметов, понятия «цифра» и «число», устная нумерация чисел от 1 до 10, сравнение чисел первого десятка, понятия «предыдущее и последующее», пространственные и временные представления, решение задач на основе наглядности (предметов);

  2. Геометрическое - форма, размер, фигуры, различие между фигурами, расположение фигур, изготовление из бумаги и других материалов моделей, линии, измерение различных отрезков, сравнение предметов по размеру, расположению;

  3. Содержательно-логическое – упражнения для развития внимания (Игры «Сосчитай и нарисуй», «Соедини правильно», «Найди ошибку художника» и т.д.), памяти (слуховые и зрительные арифметические диктанты, работа с геометрическим материалом и т.д.), мышления (выявление и построение простейших закономерностей, выделение существенных признаков), восприятия и воображения (составление и деление фигур при помощи частей, работа с моделями отрезков, преобразования фигур и т.д.), проведение простейшего анализа и синтеза рассуждений.

В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.

Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то, чтобы используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает свои мысли, лучше умеет обосновывать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личного развития каждого человека и является главной особенностью курса. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

Планируемые результаты:

  • Знать названия чисел первого и второго десятка;

  • Уметь считать от 1 до 20 и обратно;

  • Уметь сравнивать предметы, определять их количественный состав, устно обозначая результат числом;

  • Уметь решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка в пределах первого десятка;

  • Знать названия основных геометрических фигур, уметь их различать и сопоставлять с окружающими предметами;

  • Уметь проводить простейшие логические рассуждения и мыслительные операции (анализ и синтез рассуждений).

Тематическое планирование блока «Начальный курс математики и логики» ( в основе занятий лежит учебно- методическое пособие из серии Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире чисел и цифр» Астрель-2013 г.)

Тема занятия

Кол-во

часов

дата

1

Числа и цифры вокруг нас. Как хорошо уметь считать.

1


2

Твои помощники. Учимся сравнивать.

1


3

Знакомство с клеточкой.

1


4

Число и цифра 1.

1


5

Сравниваем : больше. Меньше, столько же.

1


6

Число и цифра 2.

1


7

Математика приглашает в спорт зал.

1


8

Знаки больше и меньше. Знак равенства

1


9

Число и цифра 3.

1


10

Знаки сложения и вычитания. Число 3 в играх и сказках

1


11

Число и цифра 4. Решай, смекай, отгадывай.

1


12

Играем, наблюдаем, измеряем. Математика на кухне

1


13

Четыре времени года. День и ночь- сутки прочь.

1


14

Число и цифра 5.

1


15

Вокруг нас опять - число 5. Рисуй, считай, отгадывай

1


16

Увеличиваем , уменьшаем числа на 1.

1


17

Число и цифра 6.

1


18

Приглашаем на день рождения. Предметов не счесть, где есть число 6.

1


19

Число и цифра 7.

1


20

Неделя полезных дел. Решай, смекай, отгадывай.

1


21

Число и цифра 8.

1


22

Чем можно измерять длину. Наблюдай, смекай, отгадывай.

1


23

Число и цифра 9.

1


24

Фокусы волшебного карандаша. Считай, смекай, отгадывай.

1


25

Число и цифра 0.Экскурсия на почту.

1


26

Знакомство с десятком. Математика на суше и на море.

1


27

Число 11.

1


28

Число 12 и другие числа второго десятка.

1


Формы проведения занятий

Для учащихся 6-летнего возраста наиболее успешной является работа целым классом (группой). Задания могут опираться на Книгу для учащегося, кассету или дополнительные раздаточные материалы, однако часто работа проводится фронтально, в виде разнообразных игр с использованием предметов и сопровождаемых движением

Помимо обучения языку, курс служит обще учебным и развивающим целям, тренируя у детей внимание, аккуратность и мелкую моторику. Для этого в Книгу для учащегося включены упражнения типа «Нарисуй», «Раскрась», «Сосчитай». Они выполняются самостоятельно в классе, что дает учителю возможность уделить в это время больше внимания тем учащимся, которые в этом нуждаются.

Продолжительность занятий с ребёнком 6 лет не должна превышать 25 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут ( по 3 занятия в день) с 10-ти минутным перерывом.

Формы контроля

Данный курс дает возможность постоянного контроля их успехов

Контроль говорения – участие в инсценировках, выступление с выученными стихами и рифмовками

Контроль аудирования – проверка понимания при помощи вопросов

Контроль знания лексики и структур – успешное участие в играх.

Программно-методическое обеспечение

  1. Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире звуков и букв» Астрель-2013 г.(учебно-методическое пособие для подготовки к школе)

  2. Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире чисел и цифр» Астрель-2013 г. .(учебно-методическое пособие для подготовки к школе)

  3. Юным умникам и умницам. О.А.Холодова За три месяца до школы. Развитие познавательных способностей Росткнига-2013

Список использованной литературы


  1. Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире звуков и букв» Астрель-2013 г.(учебно-методическое пособие для подготовки к школе)

  2. Предшкольная пора: Т.М. Андрианова, И.Л.Андрианова « В мире чисел и цифр» Астрель-2013 г. .(учебно-методическое пособие для подготовки к школе)

  3. Юным умникам и умницам. О.А.Холодова За три месяца до школы. Развитие познавательных способностей Росткнига-2013

  4. Федосова Н.А. и др.Программа «Преемственность», подготовка к школе.— М.: АПК и ПРО, 2012.

  5. Федосова Н.А.Преемственность между дошкольным и начальным образованием — основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. — М., 2013









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Первые шаги к школе

Автор: Филиппова Наталья Викторовна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка "Первый шаг в науку" "
    ["seo_title"] => string(40) "proghramma-kruzhka-piervyi-shagh-v-nauku"
    ["file_id"] => string(6) "226408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440251219"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Первые шаги в химии" "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-khimii-piervyie-shaghi-v-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "174556"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424155469"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства