Педагогический проект "Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника"
Педагогический проект "Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника"
Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать, как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей его решения.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно пронизывает все сферы детской деятельности: занятия (развитие речи, изодеятельность, трудовая деятельность, ФЭМП, ознакомление с природными явлениями (наблюдения), физическое и музыкальное воспитание, чтение художественной литературы, этика); приём пищи, игру, прогулку, сон. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт общего уровня двигательной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника"»
Тема:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника».
Проблема: Нужны ли эксперименты в детском саду?
Обоснование проблемы: Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать, как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей его решения.
Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно пронизывает все сферы детской деятельности: занятия (развитие речи, изодеятельность, трудовая деятельность, ФЭМП, ознакомление с природными явлениями (наблюдения), физическое и музыкальное воспитание, чтение художественной литературы, этика); приём пищи, игру, прогулку, сон. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт общего уровня двигательной активности.
Цель: вызвать у детей интерес к исследованию природы.
Задачи:
1.Формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
Знакомить с различными свойствами вещества (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света)
3. Формировать у детей элементарные географические представления.
4. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Этапы реализации проекта:
1 этап
Осознание проблемы
2 этап
Формулирование задачи
3 этап
Продумывание методики
4 этап
Выслушивание инструкций и рекомендаций
5 этап
Прогнозирование результатов
6 этап
Выполнение работы
7 этап
Выполнение правил безопасности
8 этап
Наблюдение результатов
9 этап
Фиксирование результатов
10 этап
Анализ полученных данных
11 этап
Словесный отчёт об увиденном
12 этап
Формулирование выводов
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллекта ребенка, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для исследовательской активности детей. Работу начали с подбора литературы по данной теме, с помощью которой был составлен перспективный план на учебный год. В нём были учтены задачи по развитию поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе, связь этих занятий с другими видами деятельности.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в помещении группы была организована «Детская научная лаборатория».
Хотелось бы отметить и заинтересованность родителей в проведении опытов в домашних условиях. Специально для этого была сделана папка в родительский уголок «Гром и молния» (опыты без взрывов), в которой мы предложили, какие опыты и эксперименты можно провести с детьми дома. Была предложена для чтения статья «Роль семьи в поисково-познавательной активности ребёнка» и памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию». Родители стали предлагать свои варианты опытов и экспериментов, что толкнуло нас на создание альбома «Почемучка», где родители делились своими знаниями в области экспериментирования.
Вместе с детьми в течение года мы составляли альбом «Мы пишем книгу», где мы графически зарисовывали опыты, которые проводили и полученные результаты (использовался метод моделирования).
Аналитический этап: На основе диагностики мы смогли определить уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования.
В конце учебного года мы с детьми показали учителям школы и воспитателям. Д/с № 412 открытое занятие «Можно ли увидеть и услышать воздух». Дети показали, насколько развит их кругозор, мышление, внимание, диалогическая речь, умение организовывать свою деятельность и делать соответствующие выводы.
Предполагаемые трудности: При проведении опыта или эксперимента невсегда получался предполагаемый результат, тогда мы действовали по «Структуре детского экспериментирования».
Перспектива: На следующий год нами будет составлен план по экспериментальной деятельности во 2 мл. группе с использованием книги «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» под редакцией О.В. Дыбиной; издательство «Творческий Центр», Москва, 2003 год.