«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».
«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».
Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».
Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.
Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.
Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность
под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте.Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.
Воспитатели детского сада №5 «Еркетай» все занятия проводят в игровой форме, строго соблюдая принцип от «простого к сложному, от неизвестного к известному». Занятие в старшей группе по теме « свойства воды», воспитатель проводит не в стандартной форме испльзуя все пространство групповой комнаты, началось - сидя на ковре, затем дети встали, постепенно перемещаясь по групповой комнате, выполняя задания воспитателя и закончили - за столом. Волшебная «Капелька» превратилась в снежинку, снежинка в снегопад, снегопад в снежный покров, а под снегом травка не замерзла. Перед детьми была поставлена задача: почему под снегом ни что не замерзает. С помощью эксперимента был найден ответ. В завершении вернулись к понятию снежный покров и спрятали там бурого медведя, т.е. зафиксировали результат своей деятельности. Занятие насыщенное познавательной деятельностью детей, высокой плотность и активностью.
- физической (управление своим телом и отдельными органами);
- природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
-социальной (запоминает индивидуальные особенности каждого человека);
- познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
- лингвистической (словотворчество);
- личностной (познание своих личностных возможностей);
- волевой (развитие волевых процессов);
- поведенческой (моделирование своего поведения в различных жизненных ситуациях).
Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.
Рассмотрим правила выбора темы. Не надо занятие нагромождать несколькими новыми понятиями,брать много задач.
Образовательные задачи (по возрастам):
Младший дошкольный возраст:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
Средний дошкольный возраст:
способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
активизировать словарь ребёнка;
развивать эмпатию, желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
Старший дошкольный возраст:
систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
активизировать словарь ребёнка;
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Задача: Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Умелое планирование детского экспериментирования в ДО, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».»
Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».
Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.
Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.
Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность
под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте.Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.
Воспитатели детского сада №5 «Еркетай» все занятия проводят в игровой форме, строго соблюдая принцип от «простого к сложному, от неизвестного к известному». Занятие в старшей группе по теме « свойства воды», воспитатель проводит не в стандартной форме испльзуя все пространство групповой комнаты, началось - сидя на ковре, затем дети встали, постепенно перемещаясь по групповой комнате, выполняя задания воспитателя и закончили - за столом. Волшебная «Капелька» превратилась в снежинку, снежинка в снегопад, снегопад в снежный покров, а под снегом травка не замерзла. Перед детьми была поставлена задача: почему под снегом ни что не замерзает. С помощью эксперимента был найден ответ. В завершении вернулись к понятию снежный покров и спрятали там бурого медведя, т.е. зафиксировали результат своей деятельности. Занятие насыщенное познавательной деятельностью детей, высокой плотность и активностью.
- физической (управление своим телом и отдельными органами);
- природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
-социальной (запоминает индивидуальные особенности каждого человека);
- познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
- лингвистической (словотворчество);
- личностной (познание своих личностных возможностей);
- волевой (развитие волевых процессов);
- поведенческой (моделирование своего поведения в различных жизненных ситуациях).
Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.
Рассмотрим правила выбора темы. Не надо занятие нагромождать несколькими новыми понятиями,брать много задач.
Образовательные задачи (по возрастам):
Младший дошкольный возраст:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
Средний дошкольный возраст:
способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
активизировать словарь ребёнка;
развивать эмпатию, желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
Старший дошкольный возраст:
систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
активизировать словарь ребёнка;
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Задача: Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Умелое планирование детского экспериментирования в ДО, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.