kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.

 Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.

Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность

под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в  дошкольном возрасте. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

   Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.

  Воспитатели детского сада №5 «Еркетай» все занятия проводят  в игровой форме, строго соблюдая принцип от «простого к сложному, от неизвестного к известному». Занятие в старшей группе по теме « свойства воды», воспитатель проводит не в стандартной форме испльзуя все пространство групповой комнаты,  началось  - сидя на ковре, затем дети встали, постепенно перемещаясь по групповой комнате, выполняя задания воспитателя и закончили - за столом.    Волшебная «Капелька» превратилась в снежинку, снежинка в снегопад, снегопад в снежный покров, а под снегом травка не замерзла.  Перед детьми была поставлена задача: почему под снегом ни что не замерзает. С помощью эксперимента был найден ответ. В завершении вернулись к понятию снежный покров и спрятали там бурого медведя, т.е. зафиксировали результат своей деятельности.  Занятие насыщенное познавательной деятельностью детей, высокой плотность и активностью.

- физической (управление своим телом и отдельными органами);

 - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);

 -социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека);

 - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);

 - лингвистической (словотворчество);

 - личностной (познание своих личностных возможностей);

 - волевой (развитие волевых процессов);

 - поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).

   Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.

 Рассмотрим правила выбора темы. Не надо  занятие нагромождать несколькими новыми понятиями,брать много задач.

Образовательные задачи (по возрастам):

Младший дошкольный возраст:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

Средний дошкольный возраст:

  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • воспитывать аккуратность в работе.

   Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

Старший дошкольный возраст:

  • систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
  • способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
  • познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

   Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

 Задача: Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

 Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

   Умелое планирование детского экспериментирования в ДО, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».»




Тема: «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».

 

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности.

Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.

Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность

под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в дошкольном возрасте. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

   Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.

  Воспитатели детского сада №5 «Еркетай» все занятия проводят в игровой форме, строго соблюдая принцип от «простого к сложному, от неизвестного к известному». Занятие в старшей группе по теме « свойства воды», воспитатель проводит не в стандартной форме испльзуя все пространство групповой комнаты, началось - сидя на ковре, затем дети встали, постепенно перемещаясь по групповой комнате, выполняя задания воспитателя и закончили - за столом. Волшебная «Капелька» превратилась в снежинку, снежинка в снегопад, снегопад в снежный покров, а под снегом травка не замерзла. Перед детьми была поставлена задача: почему под снегом ни что не замерзает. С помощью эксперимента был найден ответ. В завершении вернулись к понятию снежный покров и спрятали там бурого медведя, т.е. зафиксировали результат своей деятельности. Занятие насыщенное познавательной деятельностью детей, высокой плотность и активностью.


- физической (управление своим телом и отдельными органами);

 - природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);

 -социальной   (запоминает  индивидуальные   особенности   каждого человека);

 - познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);

 - лингвистической (словотворчество);

 - личностной (познание своих личностных возможностей);

 - волевой (развитие волевых процессов);

 - поведенческой  (моделирование  своего  поведения  в различных жизненных ситуациях).

   Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.


Рассмотрим правила выбора темы. Не надо занятие нагромождать несколькими новыми понятиями,брать много задач.

Образовательные задачи (по возрастам):

Младший дошкольный возраст:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

  • развивать речь ребёнка, активизировать словарь;

  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

Средний дошкольный возраст:

  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

  • активизировать словарь ребёнка;

  • развивать эмпатию, желание помочь другим;

  • воспитывать аккуратность в работе.

   Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

Старший дошкольный возраст:

  • систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;

  • способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);

  • познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

  • активизировать словарь ребёнка;

  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

   Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.


Задача: Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

   Умелое планирование детского экспериментирования в ДО, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной работы».

Автор: Дьяченко Татьяна Ивановна.

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»"
    ["seo_title"] => string(101) "piedsovietpiedaghoghichieskiieusloviiavniedrieniiaissliedovatielskikhmietodovvprobliemnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "283265"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453810181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245699"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446193855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ? КТО ЭТО? "
    ["seo_title"] => string(36) "chto-znachit-byt-mietodistom-kto-eto"
    ["file_id"] => string(6) "208432"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430814600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства