Месяц/ неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 2 неделя «Азбука безопасности» | «Знакомство с правилами безопасного поведения на улицах города» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с.61 | Закрепить знания о знаках дорожного движения, последовательности расположения световых сигналов светофора, привлекать к продуктивной совместной деятельности, сооружать постройки из конструктора Лего. | Макет светофора, дорожные знаки, мягкие игрушки, конструктор Лего | Беседа, игровая мотивация, дид.игра, рассматривание предметов, картинок, игрушек | Беседа на закрепление правил безопасного поведения на улицах города. Беседа «Наш друг и помощник - светофор» Д/и «Красный желтый зеленый», «Помоги Незнайке перейти улицу» Просмотр альбома «Дорожные знаки» | Консультация для родителей: «Растите культурного пешехода» |
4 неделя «День дошкольного работника» | «Кто работает в детском саду» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.139 | Формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада; обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников детского сада. | Игрушка мишка, выставка фотографий сотрудников детского сада | Рассматривание картинок, чтение сказки, дид.игра, решение проблемной ситуации | Рассматривание предметов мебели и игрушек, картинок. Беседа: Для чего нужна мебель?" Дид. игры: " Найди такую же картинку", "Найди и назови ", "Что лишнее?", "Куда поставим эту мебель?" | Памятка для родителей «Дидактические игры и окружающая действительность» Выставка дидактических игр на знакомство с социальным и предметным миром. |
Октябрь 2 неделя «Осень в мире животных» | «На деревенском подворье» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с.112 | Уточнить представления о домашних животных условиях их жизни питании, значении животных в жизни человека; определить признаки домашних животных; развивать навыки наблюдения. | Письмо-приглашение кота Матроскина, картинки с изображением домашних животных иллюстрации из книги Э.Успенского «Каникулы в Простаквашино» | Беседа, чтение стихов, сюжетно-ролевая игра, рассматривание картинок, словесная игра | Рассматривание картинок с изображением домашних животных. Беседа «В гостях у бабушки (знакомство с обитателями деревенского подворья)» Д/и «Домашние животные и их детеныши», «Кто, что ест» Загадывание загадок | Советы родителям «Составьте рассказ вместе с ребенком о своем любимом домашнем животном» |
4 неделя «Мой родной край» | "Мой родной город". Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.150 | Формирование патриотических чувств, формировать первоначальные представления о родном городе его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках; способствовать проявлению интереса к информации о родных местах. | Иллюстрации с видами города Саранска, презентация. | Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Город Саранск», вопрос-ответ. | Рассматривание иллюстраций с видами г.Саранска. Экскурсия. Просмотр презентации «Город Саранск», Побеседовать по презентации. | Организация экскурсии по достопримечательностям города. |
Ноябрь 2 неделя «Расту здоровым» | «Мы растем» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.96 | Формировать положительное отношение к себе, формировать первоначальные представления о перспективах возрастного развития детей разного пола; воспитывать чувство симпатии к сверстникам разного пола | Игрушка мишка, иллюстрации из тематического альбома «Мы растем», рубашка, брюки, галстук, часы,шляпа для мишки | Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций, картинок, вопрос-ответ, сюжетно-ролевая игра | Наблюдение за играми мальчиков и девочек. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением развития мальчиков и девочек. Беседа "Мальчики и девочки". Д/и «Одень мальчика», «Одень девочку» | Памятка «Как воспитывать мальчиков и девочек» |
4 неделя «Моя мама лучше всех» | «Моя семья» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с.50 | Дать представление о семье; учить называть ближайших родственников; интересоваться работой родителей; знать, чем они занимаются | Семейные фотогрфафии, книга Д.Хармса «Иван Иванович Самовар» | Беседа, просмотр фотоальбомов, вопрос-ответ, чтение произведений, сюж.-ролевая игра «Семья» | Беседа «Моя семья», «Обязанности членов семьи» Д/и «Правильно-неправильно», «Подарки членам семьи» Чтение рассказа С.Баруздина «Мамина работа» Загадывание загадок | Беседа с родителями «Постоянные обязанности детей в семье» Папка-передвижка «Что может четырёхлетний малыш?» |
Декабрь 2 неделя «Мир животных и растений зимой» | «Украшения для группы» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с. 92 | Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты; закреплять знания о многообразии материалов для украшений, их свойствах; выявлять зависимость между свойствами материалов для украшения и целью его использования; учить элементарным правилам безопасности | Новогодние украшения | Показ и беседа по картинкам, решение проблемных ситуаций, вопрос-ответ, игра | Беседа "Зимние забавы". Игра " Угадай настроение". Проблемные ситуации по серии картинок «Можно или нельзя» Д/и «Собери елочную игрушку», «Наряди елочку» | Папка-передвижка «Матушка - зима» |
4 неделя «Новый год» | «Дети дружат с Дедом Морозом» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с.78 | Создать атмосферу праздничного настроения, развивать фантазию, творческое воображение, воспитывать любовь к русским народным праздникам, учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами. | «Чудесный» мешочек с веткой ели, новогодние игрушки. | Показ и беседа по картинкам, решение проблемных ситуаций, вопрос-ответ, игра | Беседа "Новый год". Д/и " Наряди елочку". Рассматривание новогодних открыток Рисование «Открытка для Деда Мороза» | Консультация «Елочные украшения своими руками» |
Январь 2 неделя «Мы со спортом неразлучны» | «Настоящие мальчики и девочки» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.98 | Дифференцировать первоначальные преставления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек; развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | Игрушка мишка, мужские и женские детали одежды, предметы для мужского и женского труда | Беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций и фото, вопрос-ответ, мини-инсценировка, дид.игра | Наблюдение как одеты прохожие. Рассматривание фотографий, картинок. Д/игры "Наряды для девочки", «Наряды для мальчика» | Консультация «Полоролевая социализация детей дошкольного возраста» |
4 неделя «Наш друг - Снеговик» | «Зачем людям нужна одежда» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с. 63 | Рассказать, для чего нужна одежда; различать мужскую и женскую одежду; воспитывать бережное отношение к человеческому труду. | Загадки, картины времен года, сезонная одежда. | Беседа, рассматривание предметов, сравнение, вопрос-ответ, д/игра «Времена года» | Рассматривание журналов об одежде. Д/игры: «Одень куклу Катю на прогулку», "Что лишнее» С/р игра «Ателье» | Совершить экскурсию в магазин «Ткани» |
Февраль 2 неделя «В мире профессий» | «Профессия повар» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с. 47 | Познакомить с профессией повара; закрепить знания об основных продуктах (овощи, фрукты крупа), кухонных принадлежностях (посуда, мебель); воспитывать интерес и уважение к работе повара, желание участвовать в процессе приготовления еды. | Набор овощей и фруктов предметы кухонной посуды. | Экскурсия, беседа, показ картинок, дид.игра, сюжетно-ролевая игра. | Экскурсия на кухню. Рассматривание иллюстраций о труде повара. Беседа "Что мы видели на кухне". Д/игры :"Что из чего приготовлено", "Что нужно, чтобы приготовить...". С/р. игры: "Семья", "Детский сад", "Овощной магазин". | Экскурсия, беседа «Дети, взрослые и мир вокруг». |
4 неделя «Народные праздники и традиции» | «Наша страна – Россия» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.154 | Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице; способствовать проявлению интереса к информации о родной стране | Географическая карта России, тематический альбом «Москва» | Рассматривание альбома,беседа, вопрос-ответ, чтение худ.произведений. | Фотографии с изображением городов России. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассматривание кукол национальных костюмов народов России. Чтение стих. "Малая Родина", "Родная сторонушка". Посещение мини-музея | Консультация « С чего начинается Родина?» |
Март 2 неделя «Народная культура» | «Семейные праздники» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.137 | Формировать эмоционально-положительное к близким людям; обогащать первоначальные представления о праздниках, особенностях подготовки к ним; способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи; обучать способам проявления заботы к членам семьи. | Кукла Маша, карточки с изображением Иллюстрации с изображением природы России куклы в национальной одежде, русские народные сказки. | Беседа, рассматривание предметов, сравнение, вопрос-ответ, дид.игра "Подарки для мальчиков и девочек» | Рассматривание иллюстраций из серии «Семейные праздники» Разучивание песни В.Шаинского «Песня крокодила Гены» С/р игра «День рождение» | Беседа «Семейные традиции» |
4 неделя «Книжная неделя» | "Знакомство с деревом (как матералом) Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2012 с. 86 | Знакомить со свойствами дерева (твердость, прочность мягкость) и структурой его поверхности (гладкая, шероховатая); воспитывать бережное отношение к деревьям и лесу. | Предметы, сделанные из дерева. | Беседа, рассматривание предметов, сравнение, вопрос-ответ, д/игра «Что из чего сделано» | Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, уточнение свойств материалов. Д/игры: " Что из чего сделано ", "Что сделано из стекла (бумаги, дерева. Металла). Стихотворение С.Маршака «Праздник леса» | Памятка «Как знакомить дошкольников со свойствами различных материалов» |
Апрель 2 неделя «Неделя космоса» | «Как нам транспорт помогает» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2012 с. 74 | Познакомить с пассажирским транспортом; отмечать характерные признаки грузового транспорта; развивать нравственно-стетические чувства в общении друг с другом и в игре. | Куклы, картинки с изображением транспорта, игрушечные машины, листы с изображением контура дорог | Беседа, рассматривание картинок сравнение, вопрос-ответ, д/игра «Что сломалось» | Рассматривание картинок из серии «Транспорт» Д/игры: " Что летает", "Пассажирский поезд» С/р игра «Шофер» Загадывание загадок | Наблюдение за транспортом на улицах города |
4 неделя «Я - человек» | «Права и обязанности человека» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.118 | Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека; продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека. | Игрушка мишка, настольно-печатная игра «Правиьно-неправильно», бутон, цветок из бумаги | Беседа, загадывание загадок, вопрос-ответ, д/и «Правильно-неправильно» | Рассматривание предметов и картинок. Загадывание загадок о Д/и «Угадай и назови»", «Помощник» | Памятка «Права ребенка» |
Май 2 неделя «Весна - красна» | «Солнышко на травке» Вострухина ТН.,Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет — М.:ТЦ Сфера, 2018 с. 100 | Развивать знания о первоцветах, закрепить их названия; продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя го части; воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за ними. | Загадки, картинки с изображением первых цветов, стихотворение «Одуванчик» О.Высотской | Загадывание загадок, беседа, рассматривание картинок, сравнение, д/игра «Какого цвета цветок» | Рассматривание картинок с первоцветами.. Д/игры :" Найди и назови", "Что лишнее", Сюжетно -ролевая игра «Цветочный магазин» | Советы родителям «Учите детей любить природу» |
4 неделя «Скоро лето» | «Правила безопасного поведения» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-комммуникативному развитию/Под ред. Л.В. Коломийченко.-М.:ТЦ Сфера, 2017 с.115 | Обогащать первоначальные представления о правилах безопасного поведения; способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения. | Игрушка мишка, картинки с изображенем различных жизненных ситуаций, иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочной» | Беседа, рассматривание картинок, чтение стихотворения, вопрос-ответ, сравнение, д/игра «Что делать если потерялся» | Рассматривание иллюстраций о правилах безопасного поведения при общении с людьми. Беседы : "Незнакомые люди", "Позвонили в дверь: что делать?" Д/игры: "Убери лишнее", "Кто что делает?" С/р.игра «Один дома» | Беседа «Правила поведения в незнакомых местах» |