Просмотр содержимого документа
«Пересказываем прочитанное»
Научите ребенка пересказывать
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Для начала предложите ребенку ответить на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н.Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы: Что делали мальчики? Что делал котенок Васька? Где лежала шляпа? Почему мальчики прыгнули на диван? Почему мальчики побежали на кухню? Как мальчики хотели испугать шляпу? Почему шляпа подпрыгнула?
Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов), перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и верно рассказать историю. Сначала ребенок почти дословно (по модели) передает содержание истории. Хотя это еще неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.
Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значения слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: язычок, гребешок; идет человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб, новости).
Спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок. Разберите значение идиом (устойчивых фразеологических словосочетаний). Например, «когда рак на горе свиснет» или «после дождичка в четверг». Используйте их в своей речи, тогда она будет более выразительна и эмоционально окрашена.
Учите ребенка отгадывать загадки. «Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств, учат выделять существенные признаки предметов», - считает С.Бондаренко. Они отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки. Предлагайте ребенку узнавать предмет по описанию. Если малыш попробует сам придумывать загадки, это замечательно.
Чаще включайте в семейный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т.п.) Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок на письме.
При этом необходимо учитывать уровень развития ребенка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребенок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. Для успешного общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определенным социальным опытом.
Живое общение со своим ребенком самое ценное в его развитии речи!