конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Воспитатель: Шелкоплясова Н.В.
Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация». Художественно – эстетическое, физическое.
Цели занятия: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт) Задачи: - Познакомить детей с голосами птиц.
- Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих. На основе связи между характером корма и способом его добывания;
- Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе. Оборудование: картинки «Перелётные птицы». Аист, лебедь журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж. Гора, море, пещера. Аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами. Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц. - Мультимедийная установка; - Презентация по теме: «Перелетные птицы»
Ход занятия Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки. (протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.) Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится. Звучит мелодия «Утро в лесу» В. А. Моцарта. Ребята, прозвучала красивая, волшебная музыка великого австрийского композитора В. А. Моцарта «Утро в лесу». Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
И поэтому все мы,
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лугов, полей и рек,
Жить не может человек.
Почему мы с лесом дружим, для чего он нужен людям? (Лес - это дом, для зверей и птиц. Лес выделяет кислород, очищает воздух. Лес – это наше богатство. Лес – наш друг.) Правильно, лес - это дом для зверей и птиц. Ребята, послушайте стихотворение Татьяны Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы, И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало. Для этого побережём Своих друзей пернатых, Иначе мы к нулю сведём Певцов наших крылатых. Съедят деревья и плоды Личинки насекомых, И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых. Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи, Подсыпь, как станет мало. Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты. Верно. И сегодня мы отправимся в путешествие в лес и будем говорить о перелётных птицах. Беседа.
В природе существует большое разнообразии птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? ( Потому что становится холодно, нечего кушать.) Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? ( Да. Можно.) Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают? (В тёплые страны, на юг.) На нашем дереве появятся те птицы, которые загадки вы угадаете.
По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач – Ест букашек разных ...(грач, )
Первая перелетная птица, извещает нас о наступлении весны. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
- Дни коротки, ночи длинны, Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином, Жалобно курлычем (журавли, ).
Крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Оперение серого цвета, большие широкие крылья. Прилетая с юга, извещают о своем возвращении курлыканьем. Гнездо строят на болоте среди камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек.
- В лесу на ветке она сидит, Одно "ку-ку" она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. "Ку-ку" то там - то тут, Как птицу эту зовут? (Кукушка, ).
Тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Она является гнездовым паразитом. Откладывает свои яйца в гнезда других птиц.
- Очень любят провода, И сидят на них всегда. И щебечут под окном Утром, вечером и днём. И с птенцами ласковы, И красивы ... (Ласточки, )
Одна из самых быстрых птиц. Форма их тела идеальна для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Лапки слабые, поэтому никогда не ходят по земле. Они все время в полете. Пьют на лету. Строят гнезда из комочков глины, соединяя их слюной
- Утёнком «гадким» называли,
И со двора все прогоняли,
Но вырос наш птенец-герой,
Напомни, кто он был такой? (Лебедь,).
Самая крупная водная птица. Оперение бывает белое, серое и черное. Длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи.
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его…. Скворец.
Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Жаворонок – это птица, немного превышающая размеры воробья, на весь мир славящаяся своим чудным пением. Ни один из многообразия звуков на планете Земля не сравнится с которым. Внешность же жаворонка неприметна и скромна. Его покровительственная окраска имеет цвет почвы, на которой он проживает. Самочки от самцов практически не отличаются. Только молодые особи выглядят чуть пестрее своих сородичей. Тело жаворонка покрыто пестрыми перьями. Грудка немного светлее, по сравнению с остальным оперением, перья на ней окантованы темноватым цветом.
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)
Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый.
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома, Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту (аист). Большая птица белого цвета с большим красным клювом, длинными ногами, большими крыльями. Живет рядом с людьми, на крышах домов и других возвышенностях. Питается лягушками, змеями, крупными насекомыми, рыбами.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, все это шутка,
Ну конечно это - (утка)
Птицы обладают крепким туловищем, которое может быть длиной более полуметра. На шее и голове у селезней растет перламутрово-изумрудное перо, гладкое по своей структуре. На шее есть кольцо белого цвета. Самок можно отличить по окрасу и размеру. Для уток редкость достигать полуметровой длины, окрас пера бурый с пестрыми вкраплениями. Благодаря такой окраске птицы прекрасно маскируются в околоводной растительности.
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика /синичка
В.: Какая их этих птиц не улетела на зиму в тёплые края ?
Д.: Не улетела синичка, потому что это зимующая птица.
В.: Какие птицы остались на дереве?
Д.: На дереве остались перелётные птицы.
Игра «Кто улетел?»
Правила игры: Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем. Скворец занимает скворечник, ласточка делает гнездо под крышей дома из перьев, палочек и глины. Грачи и другие птицы вьют гнёзда на деревьях.
А какая птица никогда не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает /кукушка/
Молодцы, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и обустроить гнезда, ведь у них есть птенцы
Дидактическая игра: « У кого кто?».
Птицы улетают со своими птенцами.
Грач — грачонок- грачата;
стриж — стрижёнок — стрижата;
журавль — журавлёнок — журавлята;
утка — утенок — утята....................
у кукушки –кукушенок- кукушата
у скворца – скворчонок - скворчата
Упражнение «Один — много».
Расскажем, в теплые края улетают много:
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц)
- Птенец (птенцов).
- лебедь (лебедей)
Игра «Какой? Какая?»
Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?
Аист какой? – Длинноклювый. Еще длинношеий, длинноногий
У аиста красный клюв – красноклювый.
Ласточка – быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая
Соловей – звонкоголосый, невзрачный
Кукушка – пестрая, прожорливая
Грач – черноглазый, важный
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылые.
У цапли длинные ноги – длинноногая........
Игра «Перелетные — зимующие».
(Если птица перелетная- летаем, если зимующая- присели).
Упражнение «Скажи наоборот. Закончи предложения.»
У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное);
Журавль большой, а соловей … (маленький);
У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий);
У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя (толстые);
У соловья серая грудка, а у ласточки (белая);
Аист белый, а грач (черный).
Игра: «Четвертый лишний».
Воробей – грач – цапля – журавль
Соловей – кукушка – ласточка – сорока
Снегирь– ласточка – скворец – аист
Ворона – кукушка – соловей – журавль
Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу, бросает мяч ребёнку. Он ловит мяч, говорит как птица подает голос и бросает мяч обратно.
Соловей…(поёт), Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Голубь…(воркует),
Воробей…(чирикает).
Упражнение: «Чей? Чья? Чьё?».
Стаи летят высоко, не всех птиц видно полностью. Чей хвост вы видите?
(хвост ласточки – ласточкин хвост)......
Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло) …..... Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)........
Правила игры: - Как много птиц собрались в теплые края, давайте их сосчитаем.
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц. Дети бросают кубик, на гранях которого написаны цифры, и составляют предложения с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня на картинке два аиста», «А у меня пять грачей».Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи. Или пословицы и поговорки.
- Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
- Красна птица перьями, а человек – знаниями.
- Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
- Птица радуется весне, а младенец матери.
- Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать. - Лучше синица в руке, чем журавль в небе. - Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Ребята, а давайте мы с вами нарисуем знаки, по которым все будут знать правила поведения в лесу.
Дети рисуют знаки. Показывают знаки и рассказывают.
Гнездо на ветке - птичий дом
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй,
И ни кому не позволяй.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Нельзя костёр бросать в лесу.
Костёр в лесу несёт беду.
Пожар в лесу может случиться
Без дома будут зверь и птица.
Чтоб было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет! Вот и закончилось наше путешествие в лесу. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.( Звучат голоса птиц)
Кого мы проводили в теплые края? Каких птиц называют перелетными? Когда будем ждать наших пернатых друзей обратно? (Ответы детей).
Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять. Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.