Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Дары осени"»
Вид проекта: Комплексный
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта: Смешанный (информационный, познавательный, игровой, творческий) .
Длительность проекта: Долгосрочный
Срок реализации проекта: С июня 2023г. по май 2024г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Цель проекта:
Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Задачи проекта:
- Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
- Дать представление о понятии климата.
- Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
- Познакомить детей с техникой выполнения работ;
- Развивать: поисковую деятельность, художественного вкуса, умений работы различными изобразительными техниками и материалами, способности к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, умение оперировать различной техникой выполнения работ, интегративных качеств (любознательный, активный, отзывчивый), связную речь, ее выразительность:
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
- Продолжить формирование способности соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода времени года дополняя его деталями;
- Побуждать к передаче в созданных образах душевного настроения;
- Помочь освоить основные способы;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
Краткая аннотация
Проект «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а так же художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.
Актуальность проекта:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.
Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.
Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Этапы проекта:
Подготовительный:
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме
• «Времена года»;
• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;
• разработка конспектов;
• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;
Основной (практический):
• Наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• прослушивание музыкальных композиций
• ведение фоторепортажа;
• наблюдение за объектами и явлениями природы;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
• экскурсии и целевые прогулки;
Итоговый:
• Создание слайд презентации проекта «Времена года».
Перспективный план долгосрочного проекта
Июнь, август
• Беседа «Беседа о Лете.».
• Разучивание песен о лете.
• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года».
• Изготовление поделок из природного и бросового материала.
- Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
- Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень».
- Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья».
- Еженедельная выставка детских работ: лепка, конструирование, рисование.
- Взаимодействие с семьей: изготовление поделок к выставке «Золотая осень»; изготовление кормушек для птиц.
Декабрь-февраль
- Беседа о зиме «Зимние братья»
Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Зима».
- Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает», С. Есенин «Береза», К. Бальмонт «Снежинка».
- Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».
- Словесно-речевые игры : «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое время года?»
- Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз – Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».
- Познавательно – исследовательская деятельность
- Прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь», В. Шаинский «Снежинки»
- Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима, «На зимней прогулке», «Снежинки».
- Аппликация, лепка: «Снеговик», «Зима в лесу».
- Еженедельная выставка детских работ: лепка, аппликация, рисование.
- Взаимодействие с семьей: Привлечь к изготовлению елочных украшений; изготовление поделок для выставки «Зимняя сказка»; разучивание стихов с детьми о зиме.
Март-май
• Беседа на тему «Весна».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»(см. прил. в разделе зима, «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».
• Словесно-речевые игры : «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто в домике живет?».
- Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам
Список литературы:
• Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»
Москва: Гном и Д. 2004г.
• Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
М, 2004г.
• Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М. 2005г.
• Интернет источник: Resobr.ru: Сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. http://www.resobr.ru
• Интернет источник: Maam.ru: Международный образовательный портал.http://www.maam.ru
• Интернет источник: Nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.http://nsportal.ru