Педагогические условия для успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Педагогические условия для успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Общеизвестно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия для успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Общеизвестно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [2, 21-22]:
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными..
Все эти трудности могут быть преодолены благодаря работам родителя и воспитателя. Их труды направлены на подготовку организма ребенка к жизни в новых условиях, облегчение адаптации. Всё это достигается:
- максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня детского учреждения;
- приучением его к активному участию в режимных процессах;
- широким использованием комплекса закаливающих процедур;
- увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.
Условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период. Они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения. Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях детского учреждения осуществляется последовательно. В течение первой недели ребенок находится в детском саду не более 2 – 3 часов. Это время увеличивается постепенно в зависимости от его эмоционального состояния. В связи с этим прием новых детей осуществляется продолжительное время, для того чтобы персонал имел возможность организовать жизнь детей, учитывая их состояние, индивидуальные особенности.
Основными привычками, осложняющими и затягивающими социальную адаптацию у многих детей, являются разлука с близкими, незначительный опыт общения с другими людьми. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в учреждении допустимо присутствие матери в группе, которая помогает освоиться в незнакомой обстановке, установить контакт с воспитателем, а затем и сотрудничество с ним. Периодическое пребывание на руках, внимание, ласковое обращение, похвала со стороны воспитателя создают доверие и положительное отношение к нему, которые служат основой для налаживания контактов с другими взрослыми и детьми. Благодаря положительным эмоциям, привязанности к воспитателю, который вводит ребенка в новую микросоциальную среду, у него формируются интерес и желание общаться со сверстниками. При этом важно, чтобы в группе работали постоянные воспитатели, соблюдающие единство требований к ребенку.
Игры-занятия, совместные игры с воспитателями, а в дальнейшем и эпизодическое подключение в игры других детей позволяют установить контакты в действиях, расширить круг общения ребенка, развить его самостоятельность.
Подвижные игры, совместные действия на физкультурных и музыкальных занятиях снимают эмоциональное напряжение, доставляют радость и удовольствие, формируют потребность в общении. Таким образом, расширение социальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода, позволяют быстрее приобщить ребенка к совместному образу жизни с другими детьми.
Литература
1. Андреева Д.А. Адаптация детей к условиям ДОУ - М.: 2006. -128с.
2. Галигузова Л.Н. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение. 2007. – 79с.