Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одним из таких средств обучения является конструктор LEGO, незаменимый для занятий с детьми.
Цель данной работы - эффективность использования инновационной Лего – технологии в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Изучить теоретические основы проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;
Выявить новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
Рассмотреть организацию работы ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста
Определить значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста;
Определить эффективность ЛЕГО – конструирования, как одной из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В первом разделе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ путем изучения анализа психолого-педагогической литературы.
Многими педагогами и психологами разрабатываются инновационные подходы для планирования и организации работы с детьми раннего возраста в адаптационный период. Существует много инновационных методов используемых в ДОУ для успешной адаптации детей раннего возраста, одна из которых является ЛЕГО-технология.
Во втором разделе исследованы особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ с применением LEGO – технологии путем определения значения ЛЕГО-конструктора для детей дошкольного возраста, а так же из опыта работы определили эффективность использования ЛЕГО-технологии для успешной адаптации детей к ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ………………………………………………………………………….
7
1.1. Освещение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста…………………………………………………………………….
9
1.3. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………………………………………………………………….
15
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ С ПРИМЕНЕНИЕМ LEGO – ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………….
18
2.1. Значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….
18
2.2. ЛЕГО – конструирование, как одна из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ…………………………………………….
19
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….
24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
От того, какие методы и средства будут использовать педагоги для успешной адаптации ребёнка зависит и дальнейшее развитие малыша, и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема выбора средств, методов и форм работы для обеспечения малышу защиты, эмоционального комфорта в период адаптации.
Определить эффективность ЛЕГО – конструирования, как одной из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов»
Консультация для педагогов
Адаптация детей дошкольного возраста
по средствам ЛЕГО – конструирования.
Ларина Ирина Валерьевна
воспитатель
МДОУ № 273 города Донецка
2018 г.
Аннотация
Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одним из таких средств обучения является конструктор LEGO, незаменимый для занятий с детьми.
Цель данной работы - эффективность использования инновационной Лего – технологии в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Изучить теоретические основы проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;
Выявить новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
Рассмотреть организацию работы ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста
Определить значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста;
Определить эффективность ЛЕГО – конструирования, как одной из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В первом разделе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ путем изучения анализа психолого-педагогической литературы.
Многими педагогами и психологами разрабатываются инновационные подходы для планирования и организации работы с детьми раннего возраста в адаптационный период. Существует много инновационных методов используемых в ДОУ для успешной адаптации детей раннего возраста, одна из которых является ЛЕГО-технология.
Во втором разделе исследованы особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ с применением LEGO – технологии путем определения значения ЛЕГО-конструктора для детей дошкольного возраста, а так же из опыта работы определили эффективность использования ЛЕГО-технологии для успешной адаптации детей к ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ………………………………………………………………………….
7
1.1. Освещение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста……………………………………………………………………...
9
1.3. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………………………………………………………………….
15
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ С ПРИМЕНЕНИЕМ LEGO – ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………….
18
2.1. Значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...
18
2.2. ЛЕГО – конструирование, как одна из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ……………………………………………..
19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
23
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
От того, какие методы и средства будут использовать педагоги для успешной адаптации ребёнка зависит и дальнейшее развитие малыша, и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема выбора средств, методов и форм работы для обеспечения малышу защиты, эмоционального комфорта в период адаптации.
Определить эффективность ЛЕГО – конструирования, как одной из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
1.1. Освещение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе
Адаптация (лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды [3, 27].
Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора [1, 34].
В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [2]
Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно - психическом развитии ребенка» [8, 127].
Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой у немногих детей адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения [9].
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
- наличие у ребенка своеобразных привычек;
- неумение занять себя игрушкой;
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова - Ямпольская Р.В., Шмидт - Кольмер Е. и другие.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
Проходит время и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. Эта ситуация требует особого внимания взрослых - родителей и педагогов-воспитателей, психолога.
1.2. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.
Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее, организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [11, с. 3].
На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.
Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:
формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.
формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [10, с. 71].
Система начинается с организации приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей: заранее согласовано, как и чем кормить ребенка, где уложить спать и др. Воспитатель должен знать, когда в группу придет новый ребенок. Если ребенок поступает в старшую группу, то об этом сообщается и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить, например, Петю, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Все вновь поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской, заботой о хорошем его самочувствии. Недопустимо принимать в группах сразу много новых детей. В группу первого и второго года жизни можно принимать максимум трех детей в неделю. Причем этот прием следует организовать таким образом, чтобы в понедельник поступил один новый ребенок, в среду - второй и в пятницу - третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый ребенок поступит в пятницу. На третьей неделе можно снова принять троих детей, а на четвертой еще одного, максимум двоих. Таким образом, при норме до 20 детей в группе прием осуществляется в течение полутора месяцев. Следует заметить, что летом перед переводом детей из яслей в детский сад прием новых детей желательно начинать не позже 15 июля, так как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остается небольшое количество ребят и воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему ребенку. При комплектовании старшей группы яслей (или младшей дошкольной группы) разрешается одновременное поступление 2-3 детей. Тогда группа в 25 человек тоже формируется в сроки до 1,5 месяца.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети "домашние", не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [10, с. 42].
Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:
психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения,
презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,
роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,
изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,
изучение интересов семьи,
выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,
помощь родителям в понимании своего малыша,
формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,
коррекционную работу [6, с. 30-31].
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет.
Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там.
Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.
Если ребенок, поступающий в детский сад, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу. Педагогу, еще до поступления ребенка в группу, необходимо выяснить особенности воспитания малыша в семье - домашний режим. Все сведения сообщаются воспитателю той группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.
Количество часов, проводимых вновь поступившим ребенком в группе, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели он должен проводить в учреждении не более 3 часов в день, время его пребывания увеличивается в зависимости от эмоционального состояния. Таким образом, требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей поведения был готов проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.
Во время периода адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать. Ни в коем случае нельзя ребенка насильно кормить или насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения на обстановку яслей, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции.
Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае ребенка лучше поместить в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это же обязывает воспитателя удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Помогает быстрее адаптировать к новому условию частое ласковое обращение с ребенком, разрешение играть рядом, периодическое пребывание малыша на руках. Еще можно и даже целесообразно применить метод ЛЕГО конструирования. Игры с конструктором очень хорошо способствуют эмоциональной разрядке ребенка и помогают педагогу в облегчении адаптирования ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни в стороне от детей, ближе к взрослому, дает возможность ребенку привыкнуть к новому фактору среды - большому числу сверстников. Ни в коем случае нельзя насильственно вовлекать ребенка в игру.
В течение периода адаптации воспитатель ведет тщательный контроль за поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации .Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье и чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс привыкания детей к новым условиям.
Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
1.3. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Анализ литературы по проблематике адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения показал, что в последнее время формируются новые подходы к организации работы по проведению адаптационных мероприятий.
Чтобы период адаптации к ДОУ прошел быстрее и спокойнее используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Игра с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Имеются данные, что в адаптации ребенка может помогать и ароматерапия. Она должна проводится под контролем педиатра. Положительным воздействием на организм ребенка обладают масла мяты, эвкалипта, лаванды. Если у ребенка наблюдаются выраженные проблемы в эмоциональной сфере, ему могут быть назначены седативные препараты (в соответствии с возрастом).
В настоящее время все чаще на базе детских садов разрабатываются программы адаптации, представляющие собой тренинговые занятия. В таких тренингах принимают участие и воспитатели, и дети, и родители. В процессе тренингов активно используются приемы сказкотерапии и игровой терапии. (детям в виде сказок о животных рассказываются правила посещения сада, его интересные стороны). Главная цель таких занятий –выработать у ребенка доверие к педагогу, вызвать интерес к будущему посещению группы детского сада, познакомиться с детьми. [5].
В литературе также встречается информация о том, что процессу адаптации ребенка к детском саду может способствовать живой уголок или уголок с растениями, организованный в группе. Дети с охотой ухаживают за питомцами, цветами, отвлекаются от ситуации стресса и более легко переживают разлуку с матерью.
В последнее время набирает популярность использование ЛЕГО-технологии при адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Для облегчения процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста широкие возможности имеет конструктор LEGO. Внедрение технологии по использованию конструктора LEGO необходимо начинать с первого дня пребывания ребенка в детском саду.
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ С ПРИМЕНЕНИЕМ LEGO – ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста
Самым важным аспектом является то, что помимо игры, ребенок еще и конструирует. А это в свою очередь будет интересно ребенку в любом возрасте. Психологи и педагоги в обучении и развитии ребенка делают упор именно на этот фактор. Конструкторам LEGO в системе развития отводится особенное место. Ребенок собирает из различных деталей что-то целостное, что позволяет развиваться ребенку сразу в нескольких направлениях.
Играя с конструктором LEGO у ребенка активно развивается моторика. Ведь ребенку предстоит сопоставлять детали конструктора, чтобы они подходили друг к другу. Ручки начинают чувствовать деталь, ее углы, выступы. По эффективности развития моторики, по мнению опытных педагогов, LEGO находится на ровне с лепкой и рисованием.
Когда ребенок играет с конструктором он невольно вступает в прямое общение, будь то сверстники, родители или педагог. Он рассказывает, что именно хочет собрать из блоков, какие детали при этом будет использовать, какого цвета будут блоки, просит помощи и совета в конструировании. Кроме того, ученными давно выявлена связь между развитием речи и мелкой моторики.
Т.к. конструктор состоит из множества деталей различной формы и цвета, ребенку необходимо из такого разнообразия выбрать нужные детали для своей фигурки. Таким образом, ребенок учится ориентированию в пространстве [7].
Ребенок, играя в LEGO может свободно проявлять фантазию, т.к. особенных способностей для занятий не требуется (как например, для рисования и лепки).
Собирая фигуру по инструкции, ребенок развивает образное мышление, что в дальнейшем позволит ему самостоятельно выдумывать и собирать собственные модели.
Каждый ребенок обладает разной степенью активности. Конструирование под наблюдением взрослого помогает слишком активным детям развивать усидчивость и внимание. Стоит начать с простых и быстрых моделей, затем постепенно перейти к более сложным, которые требуют больше внимания и времени [12].
2.2. ЛЕГО – конструирование, как одна из форм успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
С первым посещением дошкольного учреждения для ребенка открывается новый увлекательный мир, но и наряду с этим появляются и сложности под названием адаптация. И чтобы избежать все негативные факторы влияющие на процесс адаптации мы применяем различные способы исходя из характеристики ребенка. Наиболее эффективным является применения ЛЕГО– конструирование. Это способствует эмоциональному повышению настроения у ребенка. Первое с чем сталкивается ребенок раннего дошкольного возраста попадая в группу это предметно – развивающая среда. В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики. Для положительного эмоционального фона в группе используются различные конструкции из лего и применяются в дидактических играх. (Приложение А). Ведь это способствует улучшению психических процессов, развитию речи и формированию коммуникативных способностей.
Для группы детей раннего возраста дается конструктор LEGO DUPLO, в нем кубики в восемь раз больше стандартных, следовательно, малыши не проглотят детали. Конструктор серии LEGO DUPLO цветной, радующий детей своей красочностью. При этом детям на третьем году жизни необходимо показать, как надо строить, роль ведущего всегда должен всегда брать на себя взрослый, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. В группе мы выбираем самые простые игры, цель которых способствовать наиболее легкому привыканию детей к новой обстановке, развитию фантазии, закреплению основных цветов и формы. Важно, чтобы первые детские постройки опирались на предметы, хорошо известные детям – забор, ворота, стол, стул, домик, мост.
В своей работе мы применяем различные виды игр, с использованием сказочных героев, созданных из деталей конструктора. Наблюдения показывают, что с использованием ЛЕГО - технологии во время адаптации детей раннего возраста, у детей очень быстро появился аппетит, улучшился сон и общее психологическое состояние. Дети с радостью идут в детский сад.
ВЫВОДЫ
Таким образом, исследуя проблему адаптации детей раннего возраста к ДОУ мы:
Изучили теоретические основы проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, дали определение термину «Адаптация» который включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка.
Рассмотрели организацию работы ДОУ в адаптационный период с детьми раннего возраста которая предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Поскольку проблема адаптации детей раннего возраста не нова, путем изучения психологической и педагогической литературы выявили новые подходы к адаптации детей раннего возраста к ДОУ, среди которых ЛЕГО – технология;
Определили значение ЛЕГО - конструктора для детей дошкольного возраста, так, когда ребенок играет с конструктором он невольно вступает в прямое общение, будь то сверстники, родители или педагог, что способствует успешной социализации;
Современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ДОУ. Однако ЛЕГО – конструирование позволяет внедрять инновационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения. И на пути к этому первым этапом является адаптация. Во избежание всех негативных факторов, влияющих на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ ЛЕГО – технология, является одной из успешных форм.
Так как данная технология способствует успешной адаптации детей, то требует внедрения и систематического использования в образовательном процессе ДОУ.
Список использованной литературы
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007. - С. 304.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2007. - С. 450.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1993.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 2007. - С. 178.
5. Костина В., Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. [Текст]/ Костина В. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36;
6. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн. - 2006. - 68с.
7. Куцакова Л. В.- Конструирование в детском саду – Конструктор -2010 г.- 70 ст.
8. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С.10 - 14.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2005. - С. 286.
10. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 70-78
11. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - с. 85-98
12. Фешина .ЛЕГО- конструирование в детском саду – Сфера – 2016 -136 ст.
Приложение А
Скреплялки
Цель: формировать представление о форме волшебных кирпичиков.
Оборудование: разные виды крупного конструктора лего, мешочек.
Дети по очереди достают конструктор из мешочка, внимательно рассматривают, а потом пытаются скрепить их друг с другом.
По дорожке
Цель: учить детей подбирать необходимые детали по величине, помогать их обследовать, развивать мелкую моторику рук, память, воображение.
Оборудование: иллюстрации с изображением фруктового сада, детали лего-конструктора, игрушка медведя.
Воспитатель предлагает детям сходить в сад и нарвать малины мишке. Но чтобы добраться до ягод нужны дорожки. Предлагает построить.
Собери кирпичики лего
Цель: закреплять знание основных цветов.
Оборудование: кирпичики лего 2 цветов.
Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали! " дети собирают кирпичики.
Наведи порядок
Цель: закреплять знания основных цветов. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.
Оборудование: набор лего-конструктора, подносы.
Дети собирают рассыпанные детали конструктора и складывают на подносы разного цвета.
Чего не стало?
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: кирпичики LEGО, пирамидка, мяч.
Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляется пирамидка, кубик, мячик. Затем накрываем платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети отгадывают чего не стало.
Помоги Ване построить забор
Цель: формировать представление о высоте предметов (высокий -низкий, развивать воображение, мелкую моторику рук.
Оборудование: кирпичики LEGO крупного и среднего размера. Игрушечный домик.
Предлагаем детям помочь Пете построить забор вокруг дома из высоких и низких кирпичиков.
Кормушка для уточек
Цель: закреплять умение передавать характерные особенности кормушки средствами конструктора, называть и показывать детали из которых состоит постройка, развивать воображение, речь.
Оборудование: кирпичики LEGO, картинки с изображением уток, игрушки птиц.
Воспитатель загадывает загадки о домашних птицах, читает стихи и обращает внимание детей на то, что уточка, которая пришла к ним в гости проголодалась. Для того чтобы ее накормить нужно построить кормушку.
Угадай?
Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, формировать представления о цвете и форме предметов.
Воспитатель показывает детям мебель и детали конструктора. Затем закрывает игрушки ширмой, меняет положение деталей, например, на стол. После чего опять показывает игрушки и просит угадать, что изменилось.
Зайка спрятался
Цель: развивать внимание, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей.
Оборудование: кирпичики LEGO и кирпичики, на которых есть картинки зайца, мешочек.
Дети по очереди достают кирпичики из коробочки или мешочка и внимательно смотрят, есть ли на нем картинка.
Встречаем гостей
Цель: учить конструированию мебели, учить скреплять две детали одной деталью, развивать навыки конструирования.
Оборудование: кирпичики LEGO, игрушки кукол.
Воспитатель разыгрывает сюжет прихода кукол в гости к детям. Но не всем куклам хватило стульчиков. Предлагает смастерить стулья.
Оборудование: кирпичики LEGO. Картинка с изображением теремка, игрушки зверей из сказки.
Воспитатель читает детям сказку «теремок». После прочтения сказки предлагает всем вместе выстроить большой теремок для всех зверей.
Веселые зверюшки
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Оборудование: кирпичики лего, фигурки животных.
Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие и домашние животные, насекомые». Делает акцент на том, где какое животное обитает. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем заранее: зайчик, собака, гусеница, жираф, червячок. Далее предлагается из конструктора Лего построить этих весёлых зверюшек.
По дорожке в лес
Цель: формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать координацию движений.
Оборудование: конструктор Лего, картинка с изображением леса.
Воспитатель вместе с детьми выкладывает из конструктора узкую и широкую дорожку и по ним предлагает пойти в лес.
Воспитатель закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по сигналу колокольчика они быстро передают кирпичик друг другу. Когда колокольчик замолкает, и педагог откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик, выходит в круг.
В свой домик
Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.