kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно для полноценного развития дошкольников-их патриотическое воспитание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 51 г. Владикавказа









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему: «Планирование работы

по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий»




Воспитатель:


Гапбаева А.А.







г. Владикавказ

Консультация для педагогов на тему:

«Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий»


Цель - показать значение работы по патриотическому воспитанию детей вне специально организованных занятий

Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к её символике - флагу, гимну, гербу.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

  • формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России, об Осетии, как малой Родине и городе Владикавказе - её столице;

  • воспитывать патриотизм, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания (музыка, изодеятельность, художественное слово, др.);

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения истории страны, государственной символики страны.

Именно сегодня патриотическое воспитание детей является одной из важнейших задач дошкольного учреждения.

В.А. Сухомлинский в свое время заметил: «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Что такое патриотизм?

Ответ на этот вопрос в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что патриотизм это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство страны.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка.

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город, республику, страну. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства к Отечеству, уважения к его символике.

Многие события и факты не осознаются детьми в полной мере, с глубоким пониманием проблемы. Но пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Начиная знакомство с малой Родины - Осетией, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине - России.

Задача воспитателя, педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события (дома, детского сада, родного края) и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их только с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников можно разбить на тематические блоки для удобства детского восприятия: «Вместе дружная семья»; «Детский сад»; «Труд взрослых»; «Родной город»; «Родная страна».

I блок «Вместе дружная семья»

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи и, таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

В среднем возрасте идет углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.

Дети старшего дошкольного возраста узнают где и кем работают их родители, как важен для общества их труд. Необходимо рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Дети старшего возраста знают свой домашний адрес, телефон, имя и отчество родителей.


II блок «Детский сад»

Дети в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями, с участком, с территорией детского сада. Вся работа проходит в совместной деятельности педагога и детей - это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель рассказывает о том, что работники детского сада делают для детей, как они заботятся о них и о том, что их окружает, объясняют необходимость беречь свой детский сад.

Детей средней группы продолжаем знакомить с детским садом, закрепляем представление ребенка о себе как о члене коллектива. Можно привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты.

В старшем возрасте приобщаем детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями. Дети принимают участие в оформлении развивающей среды дошкольного учреждения.


III  блок «Труд взрослых»

Детей младшей группы прежде всего знакомим с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день, а также с трудом медицинской сестры, повара. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

В средней группе продолжаем знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач)

В старшем возрасте расширяем представление детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Знакомим с профессиями учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, торговли и др. Необходимо рассказать о значимости их труда, и о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.


IV блок «Родной город»

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры.  Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.

В  среднем возрасте, воспитывая у детей любовь к своему городу, рассказываем о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, подводим их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

В старшей группе расширяем представления детей о Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. В доступной форме знакомим с географическим расположением, его достопримечательностями.


V блок «Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчётливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе знакомства со столицей нашей страны - Москвой. Рассматривая иллюстрации, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктивной, коммуникативной игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. Знакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

Младший возраст:

  • наблюдения;

  • беседы

  • рассматривание фотографий;

  • рассматривание иллюстраций;

  • рассматривание изделий народных мастеров;

  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

  • с/р игры «Дом», «Семья», «Детский сад»;

  • чтение художественной литературы


Средний возраст:

  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

  • рассматривание фотографий,  участие в общественных и календарных праздниках;

  • участие детей в посильном общественно-полезном труде;

  • организация тематических выставок;

  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

  • прослушивание аудиозаписей (гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.)

  • беседы о родном городе, стране, ее истории;

  • экскурсии и целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.)


Старший возраст:

  • беседы,

  • брейн-ринги, круглый стол, посиделки, кинолекторий, просмотр презентаций, викторины, обмен традициями семьи, проектная деятельность, экскурсии на известные объекты: «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый», «Кто это делает?», 

  • КВН совместно с родителями «Все ли мы знаем о своем городе?»,

  • дни открытых дверей,  туристические походы с семьей по местам боевой славы,

  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам, конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, презентация самодельных книг, изготовление подарков и праздничных открыток ветеранам и воинам Российской армии,

  • создание музея «Никто не забыт»,

  • игровые программы,

  • акции «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку»,

  • развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки»,

  • игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на дидактические: «Чьи родители это делают?», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»

  • сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека»

  • подвижные: «Мы туристы», «Военные сборы»


Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Именно в патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их только с привлекательной стороны.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослые - родители, воспитатели, сами не будут любить свою страну, свой народ, свой город.




________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание

Автор: Гапбаева Алена Алихановна

Дата: 22.01.2025

Номер свидетельства: 664038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ходе реализации фоп до"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniia_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_khode_real"
    ["file_id"] => string(6) "644126"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705507228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства