Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - чувство, восприятие, способность, ощущения.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).
Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Речевой слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.
Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Ребенку необходимо усвоить сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М., 1974.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М., 1969.
4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 1983.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей о сенсорном воспитании»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - чувство, восприятие, способность, ощущения.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).
Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Речевой слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.
Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Ребенку необходимо усвоить сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М., 1974.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М., 1969.
4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 1983.