Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология.
Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология.»
Самоанализ перспективного планирования пальчиковой гимнастики во второй младшей группе № 1
Воспитатель: Киселева Е.С.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Коррекционные технологии.
Я использую пальчиковую гимнастику, которая относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» и «Коррекционные технологии». Изучила литературу Елены Анищенковой, Н Рымчук,О.И. Лазаренко и др.В своей работе использую следующие методики:
- Е.А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах
- Т.А. Ткаченко Развиваем мелкую моторику
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу ее в любой удобный отрезок времени.
Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие, память, речь детей; мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Поэтому я планирую и другие виды детской деятельности связанные темой - лепку, аппликацию, рисование, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем перехожу к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность выбираю в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Пальчиковая гимнастика состоит: o Игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Мы делили апельсин» и др.) o Пальчиковые потешки «Пошел котик на торжок» и др. o Пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др. o Пальчиковый и теневой театры.
Перед каждой игрой настраиваю детей, нахожу способ их заинтересовать. Начинаю пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Использую для этого упражнения резиновые игрушки, мячики. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняю медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, беру его руку в свою и действую вместе с ним. Произношу тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то выполняю движения вместе с взрослым. Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки.
Добиваюсь, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. Пальчиковые игры провожу систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, провожу хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучиваю новые. Стараюсь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помню, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. Повторяю игры как для правой, так и для левой руки. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдаю осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день. Разработала и внедряю перспективный план. Результаты работы уже видны: дети стали раскрепощенными, активными, обогатился как пассивный так и активный словарь, любимые гимнастики используют в играх, некоторые берут правильно карандаши и кисточки.