Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Задача всех сотрудников ДОУ - укреплять здоровье детей дошкольного возраста, что является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Оздоровительная функции музыки"»
«Оздоровительная функция музыки, как составляющей системы музыкального воспитания»
Консультация для родителей и воспитателей
Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Задача всех сотрудников ДОУ - укреплять здоровье детей дошкольного возраста, что является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности. В соответствии с новыми нормативными документами особуюактуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка», и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Разработаны примерные схемы непосредственной музыкальной деятельности, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические песенки-распевки.
- Дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
- Игровой массаж.
- Пальчиковые игры (пальчиковые сказки)
- Речевые игры.
- Ритмодекламация.
- Музыкотерапия:
А) пассивная музыкотерапия;
Б) активная музыкотерапия
- Психогимнастика.
Рассмотрим некоторые виды здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки.
Несложные, добрые тексты (в том числе из программы Железновых, а также М. Красева «Барабанщик», Е. Тиличеевой «Кукушечка» и др.) и мелодия «Здравствуйте ребята», состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны) И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши) Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту) Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики") Как в саду цветочки! Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем (потирают ушки) И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Такие упражнения способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. оздоровительные упражнения для горла (по М. Картушиной);
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа.
Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, нужно учить детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
"Машина"
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
"Цветок".
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох через нос, будто вдыхается аромат цветка, затем медленный выдох через рот.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата, что повышает показатели уровня развития речи детей. Систематическое выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание.
«Жаба Квака"
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) Сладко-сладко позевала. (дети зевают) Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) Да водички поглатала. На кувшинку села, Песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко) Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!
Пальчиковые игры.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Пальчиковые игры, позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, кроме этого стимулируют действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствуют внимание и память, формируют ассоциативно-образное мышление.
Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки.
Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). «Кошка»
Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко» По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами /правой руки по левой руке. С такими усами /показывают «длинные усы» С такими глазами /показывают «большие глаза» Кошка песенку поет Нас гулять скорей зовет / «зовут» правой рукой
Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется движениями; она становится более четкой, эмоциональной.
Речевые игры.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Использование речевых игр позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работа в этом направлении опирается на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др)
Листопад
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)
И летят, летят, летят! (качают руками)
Музыкотерапия.
Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке).
А) Цель пассивной музыкотерапии: научить детей различать разные чувства и настроения прослушанной музыки.
Б) Активная музыкотерапия может выражаться форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика направленна на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. Всё это повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Упражнение «Зеваки» (для детей 6 — 7 лет)
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются в другую сторону и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
Упражнение «Запомни свое место» (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Таким образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий позволяет успешно развивать музыкальные способности дошкольников и укреплять их здоровье. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводится постоянно и является длительным процессом.