Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Фитнес-аэро"
Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Фитнес-аэро"
Программа «Фитнес-аэро» предназначена для детей школьного возраста (от 7 до 12 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Фитнес-аэро"»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Фитнес-аэро»
Ф.И.О. автора: Линник Алёна Викторовна
Номинация: Спортивно-оздоровительное направление.
Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»,
г. Городовиковск.
Стаж работы: 16 лет.
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» -
соответствовать, быть в хорошей форме)-
в более широком смысле - это общая
физическая подготовленность
организма человека.
1. Введение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
3. Улучшить условия для развития ребенка;
4. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Данная программа направлена на организацию внеурочной деятельности, которая имеет физкультурно-оздоровительную направленность на развитие личности ребенка, в форме проведения фитнес -аэробики.
Фитнес и аэробика в последние годы особенно популярны в детской среде.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, фитнес, аэробика, стретчинг, шейпинг, каланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей младшего школьного возраста.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес и аэробика удовлетворяют потребности различных групп детей в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Они содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
2. Пояснительная записка
2.1 Направленность программы
Программа «Фитнес-аэро» предназначена для детей школьного возраста (от 7 до 12 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Направленность упражнений «Фитбол-гимнастики»:
укрепление мышц рук и плечевого пояса
укрепление мышц брюшного пресса;
укрепление мышц спины и таза;
укрепление мышц ног и свода стопы;
увеличение гибкости и подвижности суставов;
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
формирование осанки;
развитие ловкости и координации движений;
развитие подвижности и музыкальности
расслабление и релаксация;
профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
2.2. Актуальность и новизна
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, фитнеса и аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических и эстетических качеств, укреплению здоровья.
Благодаря ей, дети избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений.
С 2006 года активно развивается новое, современное направление оздоровительной аэробики — аэробика на фитболах. Фитбол-аэробики по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта. Комплексы фитбол-аэробики включают упражнения фитбол-гимнастики, базовые шаги классической и различные направления танцевальной аэробики.
Это практически единственный вид фитнеса, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у детей.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастические упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, создавая единую, законченную композицию танца на мяче. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс и корригировать имеющиеся нарушения осанки.
Предполагается, что освоение танцевальных комплексов поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
2.3. Цель и задачи программы
Цель: - повысить уровень двигательной активности у детей. Содействовать всестороннему развитию физических и духовных сил учащихся.
Задачи:
Основная задачапри занятиях — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачамотносятся:
оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки ,профилактика плоскостопия );
развитие и функциональное совершенствование органов дыхания кровообращения, сердечнососудистой, нервной систем организма,
совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка;
формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
2.4. Структура программы
Программа «Фитнес- аэро» состоит из трех разделов:
I раздел включает: общие основы применения лечебно-профилактического танца, задачи, методы и средства, организация и проведение занятий.
II раздел представлен: комплексами танцевальных упражнений общеразвивающего воздействия. Это строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика. С целью снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп разработаны упражнения на расслабление мышц и связок, дающие возможность применить приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации для снижения физической нагрузки и расслабления. Такие приемы самомассажа, как «постукивания», можно использовать для мобилизации обучающихся к началу занятий или как отвлекающие упражнения.
В III разделе представлены упражнения и танцы специального воздействия. Это упражнения, направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы. Упражнения дыхательной гимнастики, развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию, танцевальные упражнения на больших гимнастических мячах-фитболах, баланс-гимнастика.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес-аэро» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятие.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словаре.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.5. Условия реализации программы
Условия реализации программного материала:
-программа рассчитана на 4 года обучения
-занятия проводятся 2- 3 раза в неделю не более 40 минут
-форма занятий - групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия.
При формировании групп необходимо учитывать:
возраст занимающихся;
принадлежность к медицинской группе;
психофизиологические особенности ребенка.
Учителю, ведущему занятия, необходимо изучить медицинскую карту каждого ребенка и вести педагогический контроль над уровнем его физического развития и состоянием здоровья. Группы занимающихся желательно формировать средней наполняемости — от 10 до 15 человек, можно проводить и малыми группами (по 4—5 человек), а также персонально. Организованная внеурочная деятельность «Фитнес-аэро» проводится в спортивном зале или специально приспособленном помещении, отвечающем всем требованиям САНПин (размеры зала, площадки, освещение, проветривание, оборудование, инвентарь). Учитель ведет журнал посещаемости занятий, где отмечается весь объем учебного материала, педагогический и врачебный контроль и достижения самих обучающихся.
Основными средствами являются:
- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;
- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности с предметами (мяч, гимнастическая палка и др.)
- физические упражнения на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, фитболах и др.).
Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.
Упражнения общей направленностивключают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Упражнения специальной направленностивключают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и фитбол-гимнастику.
Комплексы физических упражнений специальной направленности содействуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно-профилактической направленности.
Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительной частиосуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части урока. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, , музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи.
Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 10—15 минут от общего времени.
Основная частьзанимает большую часть времени и длится 25—30 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой.
В работе могут быть использованы как комплексы обще - развивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи.
Структура основной части может изменяться в зависимости от:
- повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа),
- направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.)
- отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).
Большая часть физической нагрузки приходится на основную часть урока, поэтому очень важно грамотно ее распределять.
В заключительной частирешаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5—7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации, релаксация.
Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить инвентарь и оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуры.
Элементы детского фитнеса можно применять в других формах организованной деятельности, таких как утренняя гимнастика, самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений, использование отдельных упражнений, танцев в режиме дня.
В композициях фитбол-гимнастики можно использовать следующие базовые (основные) шаги аэробики, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче:
March — марш — шаги на месте, вперед, назад, по диагонали и пр.
Step-touch — приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.
выполнять комплексы упражнений на фитболах, соответствующие возрасту и подготовке (предложенные педагогом).
Наконец II года обучения воспитанник знает:
последовательность выполнения упражнений: для шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног;
разные исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку, в различных упорах.
7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Физически развитый, овладевший основными двигательными навыками»
№
п/п
Ф.И. ребенка
Ритмичность выполнения основных видов гимнастических упражнений
Сформированность выполнения связок ОРУ под музыку
Сформированность навыков владения фитболом
Владение основными приемами дыхательной гимнастики, самомассажа,
Сформированность навыка выполне-ния упражнений суставной гимнастики и стретчинга
1
2
3
Мониторинг проводиться 2 раза в год (декабрь, май). В процесса наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему. низкому.
Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
Низкий – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности
Используемая литература
1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет.
Волгоград, Учитель 2009 г.
2..Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.
3 . Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. расту здоровым. М., Владос, 2004 г.
4. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007г.
5. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ.
Воронеж, учитель, 2005г.
6. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном и Д.,2003г.