Проблема формирования грамматической стороны речи, несмотря на всю свою важность, лишь в 50-е гг. XX в стала предметом специального изучения. Этому поспособствовало публикация фундаментального труда А. Н. Гвоздева [3]. В данной монографии подробно описаны грамматические категории, элементы и конструкции появляющиеся в речи детей на каждом возрастном этапе.
Задачи этой области развития речи дошкольников в современной методике [1] принято группировать в три раздела: освоение детьми в практическом плане морфологической системой родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам; овладение синтаксической стороной (правильное согласование слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетание их в связном тексте; сообщение знаний о некоторых нормах словообразования.
Обращение к современным образовательным программам [4] показывает, что дети дошкольного возраста усваивают образования слов с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме.
Дошкольники овладевают наиболее типичными способами словообразования русского языка: суффиксальный (учить –учитель), префиксальный (писать –переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).Ставятся задачи обучения подбирать словообразовательное гнездо (снег –снежинка, снежный, снеговик, подснежник), отталкиваясь от исходного слова.
Овладение разными способами словообразования осуществляется главным образом в процессе овладения умением правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал –поехал –выехал).
Сегодня методика [1] выдвигает три основных задачи:
- обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;
- расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);
- развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Основными методами и приемамиформирования грамматически правильной речи являются дидактические игры и упражнения с наглядностью и без. Также активными приемами обучения являются игры-драматизации, образец, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, объяснение, повторение, сравнение, а также исправление и подсказывание.
Подробно методика проведения игр и упражнений с детьми разных возрастных групп представлена в учебных пособиях М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [1], А. Г. Арушановой[2]. С опорой на данные источники обратимся к рекомендациям авторов в отношении методики формирования у старших дошкольников способов словообразования.
В старшем дошкольном возрасте, прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачата, снегирята, но при этом –ласточки, синички) [4].
В решении данной задачи в основном используются словесные игры и упражнения типа: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)
Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.) [2].
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими [4].
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образованиисуществительных, обозначающих лиц по профессии).
В игре «Кто он такой?» [1] дети учатся образовывать существительное от глагола. (Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он... (работник). А когда он много дерется. Он ... (драчун). Много-много говорит. Он... (говорун). И т. д.)
В игре «И я тоже» [там же] дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. (Он летчик – я тоже ... (летчица). Он плясун – я тоже ... (плясунья). Он умник – я тоже ... (умница).и т. д.)
Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад).«Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):
– на образование прилагательных от основ существительных (Какое варенье из малины? (Малиновое.) ... из клубники? (Клубничное.)... из смородины? (Смородиновое);
– на употребление суффиксов существительных мужской и женского рода (Занимается спортом... (спортсмен). Играет в футбол ... (футболист). Катается на лыжах... (лыжник). Катается на велосипеде ... (велосипедист). Хорошо прыгает... (прыгун));
– на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности): В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)
А. Г. Арушанова [2] рекомендует, учитывая растущее у ребенка осознание особенности своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, слову следует шире использовать вопросы проблемного характера типа: Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Выжимает сок.)
Таким образом, формирование навыков словообразования является составной частью работы по решению задачи становления грамматической стороны речи дошкольников. Ее задачи, содержание, формы и пути достаточно изучены. Ведущими методами формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, упражнения, а также приемы: образец, повторение, объяснение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва:Академия, 2000. – 400с.
2. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей : методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 299 с.
3. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть 2 / А. Н. Гвоздев / Под ред. С.И. Абакумова. – Москва : АПН РСФСР, 1949. – 192 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.twirpx.com/file/2138755/.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 336 с.