Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь у них появляется своя - внутренняя - жизнь, и они не собираются "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим…
Просто ваш малыш потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.
Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если...", и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков.
Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому.
Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания.
Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.
Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат, и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет.
По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Если вы заметили, что вашему ребенку надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, дайте ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и "не потянет" школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, ходить в кружок, изучать азы домашнего хозяйства — это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.
Сигнал для родителей
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение вашего ребенка.
Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. "Умственный голод" начинает терзать вашего ребенка и толкает на поиски "чего-то вкусненького". И каждый ребенок ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Дайте ребенку возможность насыщаться - удовлетворять свой "умственный" голод.
На смену игровой мотивации пришла - познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность. На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество - компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.
Три задачи для ребенка:
научиться учиться и получать от этого удовольствие;
научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа толково и бережно ведёт юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития.
Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема.