Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия детского сада и семьи»
Особенности взаимодействия детского сада и семьи
Кострякова Татьяна Борисовна
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [13].
Одна из базовых идей Российского дошкольного образования – семья как важнейший институт воспитания, фактор развития и образования ребенка-дошкольника.
ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является – партнерство с семьей.
ФГОС ДО решает ряд задач, среди которых – обеспечение педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В качестве педагогических условий успешной реализации основной общеобразовательной программы рассматривают поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [9].
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Взаимодействие предполагает безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству [7].
К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.
По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективное взаимодействие педагога с родителями может быть реализовано в несколько этапов.
Этапы работы с родителями:
Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями [5].
По мнению Я.Л. Коломенского, главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами. Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения. Овладение воспитателями детского сада навыками общения (коммуникативными умениями) помогает преодолеть психологический барьер, возникающий в отношениях между педагогами и родителями. Воспитатели могут грамотно строить коммуникативное пространство, эффективность которого зависит от того, насколько удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей, бабушек и дедушек [11].
Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Оправданность второго этапа определяется, во-первых, тем, что часто в повседневном общении родители, упускают из вида положительные черты личности ребенка, фиксируясь на негативных проявлениях в его поведении. Отсюда «хорошее поведение» ребенка воспринимается родителями как само собой разумеющееся и не получает подкрепления, в то время как «плохое поведение» подвергается массированному отрицательному воздействию со стороны родителей, что негативно сказывается на развитии его личности и взаимоотношениях в системе «родитель-ребенок» [1]. Во-вторых, большинство родителей субъективно положительно оценивают своего ребенка, в то же время, объективно эти оценки имеют отрицательный характер. Следствием этого становится нарушение взаимоотношений между ребенком и «значимыми взрослыми», формирование у дошкольника неуверенности в свои силы и возможности, несамостоятельности. В-третьих, говоря родителям о положительном, в их ребенке, воспитатели опосредованно убеждают их в том, что они, точно так же, как и родители, любят ребенка и заинтересованы в его хорошем воспитании, что вызывает у родителей ответное чувство симпатии, уважения и готовность к сотрудничеству. Доброжелательный тон разговора, заинтересованность воспитателей судьбой и проблемами, волнующими родителей и детей, найдут отклик у родителей, и это выразится в более внимательном отношении участников взаимодействия друг к другу.
Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п. На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.
Второй и третий этапы условно считаются пропедевтическими - этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству.
Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию, судейская позиция здесь неуместна. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания [2].
Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями, и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы. Реализовываться эта работа может двумя путями:
1) фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы;
2) индивидуальная работа с родителями и детьми.
По мнению Островской Л.Ф. Бобылевой И.А., Арнаутовой Е.П. и др, к новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного и др.
Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой – от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя. Эта проблема широко исследована в работах Л.Ф. Островской. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) деловыми играми. По ее убеждению, в откровенных разговорах с родителями очень важен педагогический такт, это способствует доверительному отношению в общении с каждой конкретной семьей [12].
Л.В. Загик, Г.Н. Година, Н.Ф. Виноградова определили организованные формы образования родителей и подразделили их на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Ведущая роль при этом принадлежит заведующей детским садом, так как в ее обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.
Формы работы с родителями.
Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома [8].
Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации; посещения на дому; приобщение родителей к жизни детского сада (организационно-хозяйственная помощь родителей воспитателю).
Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. считают, что в работе педагога с родителями детского сада очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [10].
Несовпадение взаимных ожиданий родителей и коллектива детского сада, недоверие и непонимание между семьей и дошкольным образовательным заведением, трудности выбора оптимальных форм взаимодействия – это сложности, которые часто возникают в сотрудничестве детского сада и семьи. Разработка и внедрение системы активного включения родителей в жизнь детского сада является наилучшим методом решения сложностей взаимодействия.
Воспитание, развитие и образование детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Ведь именно родители закладывают фундамент к формированию характера ребенка, его особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, уровня социализации ребенка [4]. Главной задачей педагогического коллектива привлечь родителя к сотрудничеству, для эффективного их взаимодействия, с целью решения главных задач воспитания и развития ребенка.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в работе с семьей у педагога детского сада остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив детского сада мог помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная, тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями, укрепляющая взаимодействие детского сада и семьи в плане гармоничного развития личности ребенка [6].
Литература
Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание.- 2005. – №6. – С. 66–70.
Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58.
Виноградова, Н.Ф., Година, Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т.А.Марковой.-2-е изд., испр. и доп.
Глебова, С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия [Текст] / Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Данилина, Т.А., Лагода,Т.С., Зуйкова М.Б. – М., Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / 2004.
Далинина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. с. 24-39.
Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 6-13.
Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] М., 2000.
Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия [Текст] – М.: Изд. Речь, 2007.
Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателя детского сада.
Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] // Дошкольная педагогика 2007г., № 7.