kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности взаимодействия детского сада и семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о взаимодействии детского сада и семьи. Приведены наиболее эффективные этапы реализации  взаимодействия педагога с родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия детского сада и семьи»

Особенности взаимодействия детского сада и семьи


Кострякова Татьяна Борисовна


Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [13].

Одна из базовых идей Российского дошкольного образования – семья как важнейший институт воспитания, фактор развития и образования ребенка-дошкольника.

ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является – партнерство с семьей.

ФГОС ДО решает ряд задач, среди которых – обеспечение педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В качестве педагогических условий успешной реализации основной общеобразовательной программы рассматривают поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [9].

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Взаимодействие предполагает безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству [7].

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективное взаимодействие педагога с родителями может быть реализовано в несколько этапов.

Этапы работы с родителями:

Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями [5].

По мнению Я.Л. Коломенского, главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами. Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения. Овладение воспитателями детского сада навыками общения (коммуникативными умениями) помогает преодолеть психологический барьер, возникающий в отношениях между педагогами и родителями. Воспитатели могут грамотно строить коммуникативное пространство, эффективность которого зависит от того, насколько удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей, бабушек и дедушек [11].

Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Оправданность второго этапа определяется, во-первых, тем, что часто в повседневном общении родители, упускают из вида положительные черты личности ребенка, фиксируясь на негативных проявлениях в его поведении. Отсюда «хорошее поведение» ребенка воспринимается родителями как само собой разумеющееся и не получает подкрепления, в то время как «плохое поведение» подвергается массированному отрицательному воздействию со стороны родителей, что негативно сказывается на развитии его личности и взаимоотношениях в системе «родитель-ребенок» [1]. Во-вторых, большинство родителей субъективно положительно оценивают своего ребенка, в то же время, объективно эти оценки имеют отрицательный характер. Следствием этого становится нарушение взаимоотношений между ребенком и «значимыми взрослыми», формирование у дошкольника неуверенности в свои силы и возможности, несамостоятельности. В-третьих, говоря родителям о положительном, в их ребенке, воспитатели опосредованно убеждают их в том, что они, точно так же, как и родители, любят ребенка и заинтересованы в его хорошем воспитании, что вызывает у родителей ответное чувство симпатии, уважения и готовность к сотрудничеству. Доброжелательный тон разговора, заинтересованность воспитателей судьбой и проблемами, волнующими родителей и детей, найдут отклик у родителей, и это выразится в более внимательном отношении участников взаимодействия друг к другу.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п. На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.

Второй и третий этапы условно считаются пропедевтическими - этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству.

Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию, судейская позиция здесь неуместна. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания [2].

Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями, и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы. Реализовываться эта работа может двумя путями:

1) фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы;

2) индивидуальная работа с родителями и детьми.

По мнению Островской Л.Ф. Бобылевой И.А., Арнаутовой Е.П. и др, к новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного и др.

Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой – от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя. Эта проблема широко исследована в работах Л.Ф. Островской. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) деловыми играми. По ее убеждению, в откровенных разговорах с родителями очень важен педагогический такт, это способствует доверительному отношению в общении с каждой конкретной семьей [12].

Л.В. Загик, Г.Н. Година, Н.Ф. Виноградова определили организованные формы образования родителей и подразделили их на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Ведущая роль при этом принадлежит заведующей детским садом, так как в ее обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.

Формы работы с родителями.

Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома [8].

Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации; посещения на дому; приобщение родителей к жизни детского сада (организационно-хозяйственная помощь родителей воспитателю).

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. считают, что в работе педагога с родителями детского сада очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [10].

Несовпадение взаимных ожиданий родителей и коллектива детского сада, недоверие и непонимание между семьей и дошкольным образовательным заведением, трудности выбора оптимальных форм взаимодействия – это сложности, которые часто возникают в сотрудничестве детского сада и семьи. Разработка и внедрение системы активного включения родителей в жизнь детского сада является наилучшим методом решения сложностей взаимодействия.

Воспитание, развитие и образование детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Ведь именно родители закладывают фундамент к формированию характера ребенка, его особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, уровня социализации ребенка [4]. Главной задачей педагогического коллектива привлечь родителя к сотрудничеству, для эффективного их взаимодействия, с целью решения главных задач воспитания и развития ребенка.

На современном этапе развития системы дошкольного образования, в работе с семьей у педагога детского сада остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив детского сада мог помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная, тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями, укрепляющая взаимодействие детского сада и семьи в плане гармоничного развития личности ребенка [6].

Литература

  1. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание.- 2005. – №6. – С. 66–70.

  2. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52–58.

  3. Виноградова, Н.Ф., Година, Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т.А.Марковой.-2-е изд., испр. и доп.

  4. Глебова, С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия [Текст] / Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

  5. Данилина, Т.А., Лагода,Т.С., Зуйкова М.Б. – М., Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / 2004.

  6. Далинина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. с. 24-39.

  7. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

  8. Дронь, А.В., Данилюк, О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / Санкт- Петербург 2011.

  9. Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 6-13.

  10. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] М., 2000.

  11. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  12. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия [Текст] – М.: Изд. Речь, 2007.

  13. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателя детского сада.

  14. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] // Дошкольная педагогика 2007г., № 7.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности взаимодействия детского сада и семьи

Автор: Кострякова Татьяна Борисовна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ «СЕКРЕТ УСПЕХА- ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditieliami_v_dietskom_sadu_siekriet_uspiekha_vo_vzaimodieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "362936"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480232350"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "МО МАДОУ г.Краснодар "Детский сад №221" "
    ["seo_title"] => string(38) "mo-madou-gh-krasnodar-dietskii-sad-221"
    ["file_id"] => string(6) "133202"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416482655"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
    ["seo_title"] => string(63) "vzaimodeistvie_semi_i_detskogo_sada_v_sovremennykh_usloviiakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "611052"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1657699593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства