Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность. Мое взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Стараюсь быть инициатором установления сотрудничества, поскольку профессионально подготовлена к образовательной работе и конечно понимаю, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Я осознаю, что такое сотрудничество в интересах ребенка и в этом необходимо убедить родителей, считаю, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идею взаимосвязи общественного и семейного воспитания я нашла в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" указано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим, я меняю позицию в работе с семьёй. Не только воспитываю детей, но и консультирую родителей по вопросам воспитания ребенка, т.к. я - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
В нашем учреждении мы ежегодно разрабатываем, а затем корректируем план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составляем таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам, потребностям родителей и возможностям педагогов.
Для целенаправленной работы с семьей, я использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия:
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные – родительские собрания (проводим как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото.
Нетрадиционные формы. К ним относятся: информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы мы направляем на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет я узнаю особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Также сюда относим опрос, тесты, анкетирование и т.д.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Р
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.). В связи с этим я ищу новые формы взаимодействия, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Напоминаю папам и мамам, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Я стараюсь активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживаю их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.
Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность. Мое взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Стараюсь быть инициатором установления сотрудничества, поскольку профессионально подготовлена к образовательной работе и конечно понимаю, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Я осознаю, что такое сотрудничество в интересах ребенка и в этом необходимо убедить родителей, считаю, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идею взаимосвязи общественного и семейного воспитания я нашла в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" указано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим, я меняю позицию в работе с семьёй. Не только воспитываю детей, но и консультирую родителей по вопросам воспитания ребенка, т.к. я - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
В нашем учреждении мы ежегодно разрабатываем, а затем корректируем план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составляем таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам, потребностям родителей и возможностям педагогов.
Для целенаправленной работы с семьей, я использую традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия:
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные – родительские собрания (проводим как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото.
Нетрадиционные формы. К ним относятся: информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы мы направляем на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет я узнаю особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Также сюда относим опрос, тесты, анкетирование и т.д.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями» и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников. например, «Творческие мастерские», выставки «Детско-родительского творчества» и др. Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Мы стараемся творчески подходить к их организациям и проведению.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная; информационно-просветительская. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относим: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков. Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что мое общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Мы привлекаем родителей к субботникам, предлагаем поучаствовать в спортивных праздниках ДОУ, а также совместно с родителями дошкольников в зимний период делаем снежные надворные постройки. В настоящее время активно используем метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии.
Таким образом, мое взаимодействие с родителями благотворно влияет на дальнейшее сотрудничество. Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ.
2. Повысилась активность родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ.
3. Увеличилось количество посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера.
4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса.
5. Увеличилось количество вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
6. Повысился авторитет ДОУ, возникли более доверительные отношения между мной и родителями.
7. Снизилось количество претензий и агрессивности родителей в мой адрес.
8. Родители стали проявлять солидарность и оптимизм.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.