kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал будет полезен работникам дошкольных организаций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей»

Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П. Матвеев, 1991). К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996).

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, которые проявляются в двигательных умениях и навыках (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Развитие физических качеств в разной мере зависит от врожденных особенностей. Вместе с тем, в индивидуальном развитии ведущим механизмом является условно–рефлекторный. Этот механизм обеспечивает качественные особенности двигательной деятельности конкретного человека, специфику их проявлений и взаимоотношений.

Для проявления физических качеств характерна их меньшая осознаваемость по сравнению с двигательными навыками, большая значимость для них биохимических, морфологических и вегетативных изменений в организме (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты: время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений.

Время простой двигательной реакции на свет в 2–3 года составляет 0,6–0,8 с, к возрасту 5–7 лет это время сокращается до 0,3–0,4 с, но оно еще вдвое превышает величины у взрослых. Показатели быстроты у мальчиков и девочек не различаются в дошкольном возрасте.

Около 20–25 % 6–7–летних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Они, хотя и имеют общее развитие, соответствующее возрастным нормам, их реакции замедлены, а работоспособность ниже почти в 2–3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми (Кольцова М.М. и др., 1983). Такие дети могут усваивать лишь ту информацию, которая подается в медленном темпе (с интервалами в 5 с), и теряют в среднем около 60 % информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 2 с). У них плохо развита координация движений. На нагрузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением сердцебиения и дыхания, эмоциональной напряженностью. Эти дети составляют основной контингент отстающих в школе. У них замедлена обучаемость двигательным навыкам, более низкий (на 20–30 %) темп движений, затруднены переключения движений по скорости, направлению, форме. Эти дети требуют особого внимания со стороны родителей, педагогов, тренеров. При их обучении следует избегать сложных двигательных программ, трудного выбора в условиях дефицита времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.

Скорость одиночных движений различна для различных мышечных групп в разном возрасте. В 4–5 лет она больше для проксимальных сегментов конечностей, чем для дистальных. С 6–7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4–5 лет больше скорость одиночных движений плеча и бедра, а с 6–7 лет нарастает скорость движений пальцев.

Максимальный темп движений постепенно растет в дошкольном возрасте, увеличиваясь за этот период в 1,5–2 раза. Время выполнения скоростных упражнений для детей дошкольного возраста – не более 2 с.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечным напряжением. Выделяют расчетные показатели силовых способностей – абсолютную и относительную силу.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы.

Относительная мышечная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6–7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребенка начинает увеличиваться.

У детей дошкольного возраста сила мышц туловища больше, чем мышц конечностей. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5–2 раза.

Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц–сгибателей над разгибателями затрудняют у дошкольников сохранение выпрямленных поз. Им трудно долго сидеть с прямой спиной, сохранять вертикальную позу, стоя дольше 2–ух минут. В 6–7 лет наибольшую силу имеют мышцы сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. Мала сила мышц позвоночника. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощениях приводит к развитию плоскостопия. Указанные особенности мышечной системы на ранних стадиях развития требуют специального внимания при организации занятий физическими упражнениями с детьми (В.К. Бальсевич, 2000; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001)

Скоростно–силовые способности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в бросках, прыжках, метаниях. Ее показатели у дошкольников невелики, дети 5–6 лет осваивают лишь около половины прыжковых упражнений.

Некоторое увеличение прироста скоростно–силовых способностей (в прыжках в высоту, длину, в дальности бросков и пр.) наблюдается в 7 лет. Средние результаты в прыжке в длину с места в 4 года – 47 см, в 7 лет – 116 см; в прыжке в высоту в 4 года – 14 см, в 7 лет – 26 см.

Выносливость – способность к длительному выполнению какой–либо деятельности без снижения ее эффективности.

Выносливость специфична. Роль генетических факторов в развитии выносливости составляет 80–85 % и средовых факторов – 20–25 %.

В возрасте 7 лет значительно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности). Статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в висах, упорах и пр.) невелика. Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечно–сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления. До 4 лет не рекомендуется проводить специальные тренировки на выносливость и силу. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, быстроты, гибкости. Начиная с 6 лет, необходимо делать акцент на развитии выносливости, однако это не должно быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Речь идет о способности достаточно долгое время заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например, в беге, или плавании. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.

Ловкость – комплексное понятие. В ее структуру включаются способность быстро осваивать новые упражнения, координированно выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам.

Развитию ловкости у детей способствуют созревание высших отделов мозга, совершенствование центральной регуляции моторных функций, улучшение функций скелетных мышц.

Уже в дошкольном возрасте быстро растет точность метания в цель, точность прыжка. В структуре основных двигательных способностей у детей 3–6–летнего возраста ловкость составляет 52–57 %. Ловкость развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом; координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, работе с пластилином.

Гибкость – одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4–летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного возраста, благодаря хорошей растяжимости у детей мышечных волокон и связочного аппарата. В упражнениях на гибкость должны преобладать активные и активно–пассивные растягивания мышц и связок.

Более высокий уровень развития физических качеств позволяет в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка, заложить фундамент крепкого здоровья (В.К. Бальсевич, 2000; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Н.С. Коломийцева, а.Я. Ханжиева

Комплексная методика развития физических качеств дошкольников

(ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ)

Учебно–методическое пособие

для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Институт физической культуры и дзюдо

Н.С. Коломийцева, А.Я. Ханжиева

Комплексная методика развития физических качеств дошкольников

(ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ)

Учебно–методическое пособие

для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ)

«Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебно–методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям:

022300 – «Физическая культура и спорт»

033300 – «Безопасность жизнедеятельности»

МАЙКОП, 2010

УДК 612; 591.1.

ББК 28.903Я73

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета

Составители: к.п.н., доцент Коломийцева Н.С.

к.п.н., доцент, профессор РАЕ Ханжиева А.Я.

Коломийцева Н.С., Ханжиева А.Я.

Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления): Учебно–методическое пособие для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ) – Майкоп: изд–во АГУ, 2010. – 174 с.

В пособии представлены современные концепции одного из важнейших этапов онтогенетического развития человека – дошкольного возраста. Этот материал рассматривается с точки зрения значимости физического воспитания детей, оценки их функциональных возможностей, разработки соответствующих методов обучения, воспитания и сохранения здоровья. Пособие предназначено для воспитателей и работников физической культуры детских дошкольных учреждений, студентов педагогических ВУЗов, родителей.

Рецензенты: к.б.н., доцент – Челышкова Т.В.

к.п.н., доцент – Доронина Н.В.

Коломийцева Наталья Сергеевна, 2010

Ханжиева Александра Яльдовна, 2010

Адыгейский государственный университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6

1. Особенности возрастного развития физических качеств как основы двигательных способностей 12

2. Физическое развитие ребенка 20

3. Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду 25

4. Дифференцированный подход в практике физического воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях 45

5. Некоторые особенности авторской методики 55

Заключение 112

Список используемой и рекомендуемой литературы 115

Приложения 123

«Физическая культура в дошкольном возрасте есть культура чувств, внимания, воли, красоты, культура всего характера»

Е.А. Аркин

Введение

Охрана и укрепление здоровья детей и подростков – одно из актуальных медико–социальных направлений современной науки и во многом определяется наличием причинно–следственных связей в системе «здоровье детей – среда образовательного учреждения».

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

С точки зрения современных представлений, исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно–практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена, прежде всего, в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных и личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений. Отсюда следует, что одной из ведущих задач дошкольных учреждений является правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Дошкольный период развития ребенка совпадает с периодом, когда организм наиболее чувствителен к действию экзогенных и эндогенных факторов. В этот период дети продолжительное время подвергаются разнообразным психологическим и физиологическим нагрузкам, которые при неправильной организации внешней среды наносят непоправимый ущерб здоровью дошкольников. Исследования последних лет показали, что вклад неблагоприятных средовых факторов в ухудшение состояния здоровья детей составляет около 20% (Кучма В.Р., 2005). Актуальность этих вопросов подчеркивается данными о крайне неблагоприятном состоянии здоровья дошкольников и современных условиях, в частности:

– высокой распространенностью морфофункциональных отклонений (69,5 – 75,5%);

– уменьшением численности детей, физическое развитие которых соответствует паспортному возрасту (с 85 до 60%);

– низкими и сниженными исходными показателями развития основных двигательных качеств (у 20 – 50% дошкольников, причем почти у 1/3 из них отмечаются неблагоприятные реакции сердечно–сосудистой системы) (Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р., 2004).

К особенностям формирования здоровья в настоящее время можно отнести:

  • ухудшение состояния здоровья детей (уменьшение количества здоровых и увеличение количества больных детей);

  • выраженное нарастание функциональных нарушений среди детей и подростков;

  • изменение структуры морфо–функциональных отклонений.

Перечисленные феномены – отражение негативного влияния комплекса социальных и эколого–гигиенических факторов.

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организация этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание в процессе физического воспитания уделяется обучению основным движениям, в связи с чем реальное развитие физических качеств детей оказывается чаще всего необоснованно занижено. В результате дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Такой методологический подход объясняется боязнью навредить, поскольку вопросы доступности и оптимальности параметров физической нагрузки для детей дошкольного возраста исследованы пока недостаточно (Л.Д. Глазырина, 1999; Ю.Р. Змановский,1977; Т.И. Осокина, 1986; М. Рунова, 2000; В.Н. Шебеко и др., 1998).

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1–е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Необходимо с самого раннего возраста учить детей ценить, беречь и укреплять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике – «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно–духовного организма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

    • профилактические методики: оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, гимнастика для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для бодрости, самомассаж;

    • привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

    • здоровьеразвивающие технологии: с использованием физкультминуток, проветривания и влажной уборки помещений, ароматерапии, витаминотерапии, функциональной музыки, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

    • специально организованную двигательную активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков;

    • реабилитационные мероприятия: фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги;

    • массовые оздоровительные мероприятия: спортивно–оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии;

    • работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно–теоретических и практических занятий в родительском лектории;

    • работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Материал, представленный в данном учебном пособии, поможет воспитателям и работникам физической культуры детских садов освоить общие положения теории физического воспитания и проанализировать проблемы методики физического воспитания, направленные на комплексное развитие физических качеств и формирование здоровья детей 3–7 лет.

В методической части большое внимание уделяется организационно–методическим основам ритмики, фитбол–гимнастики, закаливания, гидропродцедур, массажа и самомассажа как нетрадиционным средствам физического воспитания дошкольников; обосновывается индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников, диагностика их физического состояния. В заключительной части предлагаются примерные планы–конспекты физкультурных занятий для дошкольников.

Следующая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гавришова Ирина Владимировна

Дата: 05.06.2019

Номер свидетельства: 513481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств."
    ["seo_title"] => string(86) "koordinatsionnyie-sposobnosti-osnova-obuchieniia-i-vospitaniia-fizichieskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "270125"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451017338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Доклад "Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу.""
    ["seo_title"] => string(138) "doklad-primienieniie-spietsial-nykh-uprazhnienii-dlia-vospitaniia-fizichieskikh-kachiestv-u-podrostkov-13-14-liet-v-siektsii-po-volieibolu"
    ["file_id"] => string(6) "306366"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458118474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр "
    ["seo_title"] => string(66) "fizichieskoie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-podvizhnykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "229469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441737826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства