Доклад "Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу."
Доклад "Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу."
Слайд1 На современном этапе, в условиях осуществления реформирования образования, наблюдается снижение уровня физической активности подростков. Здоровье, нормальное психическое и физическое развитие спортсменов отражают социально-экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры в стране.Для полноценного развития ребенка особую актуальность приобретает увеличение двигательной активности, как одна из форм противодействия умственному утомлению и статическому напряжению у учащихся. Решение этой проблематики требует повышения двигательной активности, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время с привлечением средств физического воспитания в повседневную жизнь. Одним их любимых видов спорта для детей и подростков является волейбол. Это активная, подвижная игра несет в себе огромный потенциал для формирования у детей физической активности.
Слайд2 Я считаю, что повышение двигательной активности, развитие физических качеств детей может осуществляться за счет привлечения учащихся к систематическим занятиям волейболом на уроках и во внеурочное время. В связи с этим актуальным является изучение особенностей влияния специальной физической подготовки на занятиях в секции по волейболу, их влияние на повышение физической подготовленности и формирование физических качеств.
Организация двигательного режима занимает у меня одно из ведущих мест в развитии двигательной активности детей. Особенно это касается подростков, которые большую часть времени занимаются умственным трудом. Поддержание высокого уровня здоровья и работоспособности средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании
Основная функция физических упражнений – оздоровительная. Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании.
Организм человека всегда откликается на воздействие физических упражнений, и эта реакция может быть различна в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач тренировки, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность.
Упражнения в соревновательной форме я рекомендую планировать на конец занятия. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Слайд3 Игра — привычная форма занятий. Для детей младшего возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Для старшего возраста следует подбирать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
Средства общей физической подготовки призваны развивать силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость безотносительно к технике конкретных волейбольных упражнений. В то же время они должны быть сходны с волейбольными упражнениями по нервно-мышечным усилиям. Упражнения специальной физической подготовки должны быть сходны с волейбольными элементами по структуре движений, по технике их исполнения.
В начале подготовительного периода я использую больший объем упражнений общей физической подготовки, а затем в соревновательном периоде возрастает объем специально-подготовительных упражнений. Это соотношение может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей или от частных задач отдельных периодов тренировки.
Формирование любых спортивных умений и навыков возможно только при достаточно развитых физических или двигательных качествах.
Это качества, благодаря которым возможна физическая активность, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим или двигательным качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Данные физические или двигательные качества лежат в основе формирования двигательных способностей – силовых, координационных, скоростных, специфической выносливости и др. Формирование, как двигательных качеств, так и способностей в полной мере происходит на занятиях по волейболу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу."»
8
Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу.
Слайд1 На современном этапе, в условиях осуществления реформирования образования, наблюдается снижение уровня физической активности подростков. Здоровье, нормальное психическое и физическое развитие спортсменов отражают социально-экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры в стране.Для полноценного развития ребенка особую актуальность приобретает увеличение двигательной активности, как одна из форм противодействия умственному утомлению и статическому напряжению у учащихся. Решение этой проблематики требует повышения двигательной активности, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время с привлечением средств физического воспитания в повседневную жизнь. Одним их любимых видов спорта для детей и подростков является волейбол. Это активная, подвижная игра несет в себе огромный потенциал для формирования у детей физической активности.
Слайд2 Я считаю, что повышение двигательной активности, развитие физических качеств детей может осуществляться за счет привлечения учащихся к систематическим занятиям волейболом на уроках и во внеурочное время. В связи с этим актуальным является изучение особенностей влияния специальной физической подготовки на занятиях в секции по волейболу, их влияние на повышение физической подготовленности и формирование физических качеств.
Организация двигательного режима занимает у меня одно из ведущих мест в развитии двигательной активности детей. Особенно это касается подростков, которые большую часть времени занимаются умственным трудом. Поддержание высокого уровня здоровья и работоспособности средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании
Основная функция физических упражнений – оздоровительная. Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании.
Организм человека всегда откликается на воздействие физических упражнений, и эта реакция может быть различна в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач тренировки, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность.
Упражнения в соревновательной форме я рекомендую планировать на конец занятия. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Слайд3 Игра — привычная форма занятий. Для детей младшего возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Для старшего возраста следует подбирать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.
Средства общей физической подготовки призваны развивать силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость безотносительно к технике конкретных волейбольных упражнений. В то же время они должны быть сходны с волейбольными упражнениями по нервно-мышечным усилиям. Упражнения специальной физической подготовки должны быть сходны с волейбольными элементами по структуре движений, по технике их исполнения.
В начале подготовительного периода я использую больший объем упражнений общей физической подготовки, а затем в соревновательном периоде возрастает объем специально-подготовительных упражнений. Это соотношение может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей или от частных задач отдельных периодов тренировки.
Формирование любых спортивных умений и навыков возможно только при достаточно развитых физических или двигательных качествах.
Это качества, благодаря которым возможна физическая активность, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим или двигательным качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Данные физические или двигательные качества лежат в основе формирования двигательных способностей – силовых, координационных, скоростных, специфической выносливости и др. Формирование, как двигательных качеств, так и способностей в полной мере происходит на занятиях по волейболу.
Слайд4 Специальная физическая подготовка волейболистов имеет свои особенности.
Ее задачи:
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности.
Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Средствами специальной физической подготовки являются:
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов игры, быстроты, прыгучести, специальной ловкости, специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой), умения переключаться с одних движений на другие.
Акробатические упражнения.
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты.
Слайд5 Мне бы хотелось выделить специфические методы физической подготовки волейболистов.
Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением.
Метод круговой тренировки. Подбираю упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Переменный метод. Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью, с активным отдыхом (бег трусцой), чередование скоростных передач в стену с высокими и над собой, серий прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью и т. п.
Повторный метод. Повторное выполнение заданий с определенной скоростью и достаточными интервалами отдыха. Например, серии приема мяча от нападающего удара, серии блокирования при частом чередовании ударов, повторное пробегание отрезков дистанции и т. д.
Поточный метод выполнения специального комплекса упражнений. Волейболист последовательно выполняет упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и метод круговой тренировки.
Переключения с одного движения на другое. Особенно эффективны переключения в технических приемах и тактических действиях.
Пример из техники: игрок блокирует, после приземления поворачивается кругом и принимает мяч с падением, после этого идет к сетке, выполняет нападающий удар, затем снова блокирует и т. Д. Пример из тактики: команда принимает мяч с подачи, нападает, защищается, затем нападает в доигровке и т. д.
Слайд6 Я предлагаю рассмотреть, какие упражнения специальной физической подготовки можно выполнять с учащимися 13-14 лет.
Данные занятия способствуют развитию качеств волейболиста, лучшему и быстрейшему овладению отдельными техническими приемами, быстрому достижению спортивной формы.
С помощью специальных упражнений, направленных на преимущественное развитие определенных качеств, можно также совершенствовать отдельные технические приемы. Для этого обычно использую специальные упражнения, по характеру выполнения и структуре сходные с тем или иным техническим приемом или отдельными их элементами.
Основными средствами специальной физической подготовки являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.
Слайд7 Большинство технических приемов в волейболе требует проявления специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками необходим определенный уровень развития силы мышц кистей, подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища, а для выполнения такого сложного технического приема, как нападающий удар, требуется комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Сила мышц ног у волейболиста проявляется в прыжках.
Развитию прыгучести в волейболе уделяют очень большое внимание. Прыгучесть — комплексное проявление силы мышц ног и способности их к быстрому сокращению. Помимо этих качеств требуется высокая согласованность всех движений.
Я предлагаю следующие виды упражнений
Примерные упражнения для развития силы мышц кистей:
1. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями).
Вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями в руках.
Отталкивание от стены, акцентируя движения кистей. Опираться о стену можно всей ладонью, а не только кончиками пальцев.
Броски набивных мячей различного веса сверху вниз, акцентируя движения кистями.
Передача сверху двумя руками небольших набивных мячей (0,5—1 кг)1.
Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (1-4 кг).
Слайд8 Примерные упражнения для развития силы мышц плечевого пояса:
Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера; в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным сгибанием рук; с опорой на одну руку; с поочередным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкивания; с опорой на пальцы).
Поднимание рук через стороны вверх и обратно с сопротивлением партнера.
В упоре лежа партнер держит ноги занимающегося партнера за голеностопные суставы. Занимающийся партнер перемещается переступанием или одновременными толчками руками.
В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью.
Броски набивных мячей различного веса из различных исходных положений, на различные расстояния.
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, по своей структуре сходные с соревновательными упражнениями, добиваясь изолированного воздействия на ту или иную группу мышц.
Стоя на резиновом амортизаторе, сгибание рук в локтях до груди (варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны — вверх, круговые вращения руками).
Ударное движение руки при нападающем ударе на блочном устройстве или с резиновым амортизатором.
Слайд9 Примерные упражнения для развития силы мышц туловища:
Вращательные движения туловищем в разных направлениях.
Вращательные движения туловищем с отягощением (штанга, мешок с песком, партнер).
Наклоны вперед и в стороны с отягощением.
Подъем штанги на грудь и тяга.
Прогибание в пояснице, лежа на животе.
Лежа на спине руки за головой — поднять (резко) туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола.
То же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые — поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.
Партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны).
Лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой — рывком прогнуться назад с поворотом туловища.
Слайд10 Примерные упражнения для развития силы мышц ног:
Приседания на одной и на обеих ногах.
Приседания и вставания со штангой большого веса на плечах. Разновидностью этого упражнения является вставание со штангой, держа ее сзади (4—8 раз за подход).
Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки. Вес штанги не более 50% максимального (10—15 раз за подход).
Выпрыгивания из полуприседа и приседа. Вес — 50% максимального, с которым волейболист может подняться из приседа (6- 7 выпрыгиваний за подход). Разновидность этого упражнения выпрыгивание на одной ноге со штангой весом 30—35% максимального.
Подпрыгивания упруго, но не полностью сгибая коленные суставы (до 120°), со штангой такого же веса, что в упражнении 3 (10—15 повторений в подходе).
Прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе.
Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных возможно выше.
Прыжки с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте.
Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.
Прыжки на матах, песке, в снегу, в воде.
Напрыгивания на предметы различной высоты.
Прыжки в глубину с различной высоты с последующим напрыгиванием на предмет.
«Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкаются плечами).
Приведенные выше примерные упражнения предназначены для развития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейболиста
Слайд11 Прыгучесть — это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.
Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.
Примерные упражнения для развития прыгучести
1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.
2. Прыжки из глубокого приседа.
3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно
выше.
4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).
5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.
6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.
7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.
8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.
9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.
10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.
Большинство упражнений, направленных на развитие быстроты я, рекомендую выполнять по зрительному сигналу, что помогает совершенствовать и быстроту ответной реакции. Следует подбирать упражнения, близкие по своей структуре к характеру волейбола.
Развитию быстроты перемещения способствуют рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими остановками, быстроты переключения с одних действий на другие — различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности.
Волейбол предъявляет очень высокие требования к специальной выносливости игрока. Необходимо развить способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных нагрузок и действий, требующих большой точности выполнения.
Выносливость прыжковая, скоростная, игровая — вот разновидности проявления специальной выносливости, специфичной для волейболиста.
Особое внимание следует уделять развитию у волейболистов прыжковой выносливости — способности на протяжении всей встречи выполнять прыжки и серии максимально высоких прыжков. Для ее развития служат упражнения с большим количеством прыжков, выполняемых на оптимальную высоту, например серия нападающих ударов в сочетании с блокированием, выполняемых без пауз. Не менее важную роль в волейболе играет скоростная выносливость, заключающаяся в способности на протяжении всей игры одинаково быстро выполнять технические приемы и перемещения. Скоростная выносливость развивается с помощью упражнений повторно-переменного характера, в которых быстрые перемещения и отдельные движения повторяются многократно.
Слайд 12Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы у волейболиста создавался так называемый запас прочности в выполнении отдельных технических приемов. Чередование приемов может быть следующим:
нападающий удар в 2—3 раза;
блокирование в 2—3 раза;
передача в 7—10 раз;
подача в 8—10 раз;
прием передач в 8—10 раз;
прием нападающих
ударов в 6—8 раз.
Количество повторений отдельных технических приемов в тренировке игроками, несущими различные игровые функции, различно.
Я заметил, что в ходе игры неожиданно возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки.
Слайд 13 Для развития у игроков умения управлять своим телом в воздухе необходимо удлинять время безопорной фазы, выполнять упражнения с подкидного мостика и на батуте. Следует обращать внимание на точность приземления игроков и принятие исходного положения, соответствующего данной ситуации. Полезно выполнять освоенные ранее упражнения в непривычных условиях (акробатические упражнения в сочетании с отдельными техническими приемами или их имитацией, упражнения на батуте и т. д.).
Примерные упражнения для развития специальной ловкости:
Одиночные и многократные кувырки вперед и назад в различной последовательности.
То же, но в сочетании с имитацией или выполнением отдельных технических приемов.
Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 90, 180, 270 и 360°.
Прыжки через различные предметы и снаряды (скамейка, веревка, конь) с поворотами и без поворотов.
Прыжки с подкидного мостика, выполняя какие-то движения и повороты в воздухе.
Прыжки с подкидного мостика с имитацией в безопорном положении нападающих ударов, передач, блокирования.
Упражнения, направленные на преимущественное развитие специальной ловкости, рекомендуется использовать в начале основной части занятия.
Слайд 14Для развития специальной гибкости используют упражнения на растягивание, сходные по структуре с движениями или отдельными их частями, встречающимися в технических приемах игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении того или иного приема.
Для волейболистов наиболее характерны травмы пальцев, лучезапястных, плечевых, коленных и голеностопных суставов. Одна из причин этого — недостаточно развитая подвижность в суставах, сила и эластичность мышц и эластичность связок. Поэтому особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок.
Примерные упражнения для развития специальной гибкости:
Имитационные упражнения с большой амплитудой движения (с малыми отягощениями и без них).
Наклоны вперед, назад. Упражнения можно выполнять с помощью партнера.
Пружинистые выпады вперед и в стороны.
Вращательные и круговые движения туловищем из различных исходных положений.
Размахивания руками и ногами с предельной амплитудой и с небольшими отягощениями.
Упражнения, направленные на развитие специальной гибкости, рекомендуется выполнять свободно, без лишних мышечных напряжений, постепенно увеличивая амплитуду и полнее используя инерцию движущихся частей тела.
Слайд 15И, кроме того,значительно повышает работоспособность человека умение произвольно расслаблять мышцы. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений. Наиболее доступны те упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела. Произвольным расслаблением мышц эти части тела пассивно «роняют» вниз. Сложнее упражнения с пассивным раскачиванием частей тела, при которых центр тяжести перемещается.
Примерные упражнения для развития умения расслабляться:
Встряхивание кистей в различных исходных положениях рук (вниз, в стороны, вверх).
Из исходного положения руки вверх (вперед, в стороны), «уронить» их вниз.
Свободное размахивание одной ногой.
Свободное размахивание расслабленными руками с поворотами туловища влево и вправо.
Свободное размахивание ногами в висе.
Из исходного положения руки вверх последовательное расслабление и опускание кистей, предплечий, рук, головы, плеч, туловища с переходом в полный присед.
Из исходного положения — стоя в наклоне вперед расслабленное покачивание туловища и свободно опущенных рук.
Расслабленный семенящий бег.
Прыжки на месте на одной ноге со свободным покачиванием и расслаблением другой ноги и рук.
10. Из исходного положения — лежа на спине полное расслабление мышц плеч, рук, ног, туловища.
Специальные упражнения можно выполнять индивидуально, в парах, тройками и группами .
В обучение волейболу входят обучение основам техники игры и формирование практических навыков. Но, для того, чтобы добиться необходимых результатов, прежде всего, нужно развивать у спортсмена физические качества, которые являются основой технических умений и навыков. В процессе обучения необходимо развивать двигательные качества во взаимодействии. И этот процесс тесно связан с развитием физических качеств ребенка.
Слайд 16. Общая результативность занятий по волейбольной подготовке во многом зависит от уровня учебной активности и заинтересованности учащихся. Поэтому тренер должен к этому стремиться на каждом занятии. В своей работе педагог должен использовать весь комплекс воздействия на ребенка: физическую, функциональную, техническую и психологическую стороны подготовки. Каждый из этих видов подготовки имеет свои конкретные методы, средства и задачи. Это управляемый процесс совершенствования основных сторон подготовки и в первую очередь формирование двигательных качеств. В основе воспитания физических качеств лежит общефизическая подготовка, направленная на развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Данную работу я провожу с детьми на всех занятиях по волейболу. Кроме этого использую комплекс упражнений, составляющий специальную подготовку. Он направлен на формирование физических качеств, необходимых волейболистам. Этот комплекс я разрабатываю индивидуально, в зависимости от возраста, состояния здоровья, общей подготовленности детей. Но базируется этот комплекс на общих положениях, касающихся формирования специальных навыков и качеств.
Слайд 17 Таким образом, особенностью воспитания двигательных качеств детей в процессе волейбольной подготовки, являются – взаимосвязь формирования двигательных качеств с физическими качествами ребенка и их зависимость от процесса обучения и воспитания в целом. Данная проблематика предполагает комплексную работу педагога при занятиях с детьми во внеурочной деятельности.