Просмотр содержимого документа
«Особенности организации индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ»
Консультация для педагогов
«Особенности организации индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ»
Подготовила: тьютор Бельмасова Е.Р.
Сегодня одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка индивидуального сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Напомню, что к числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с: замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики; недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активностью; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности А к категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. На каждого ребенка составляется адаптированная образовательная программа. Где прописывается план сопровождения ребѐнка специалистами нашего ДОУ. Сопровождение – это система деятельности всех специалистов, направленных на создание условий 2 успешного развития ребенка. И не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка. Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят: учитель-логопед; музыкальный руководитель; руководитель физического воспитания, воспитатель, ну и конечно же педагогпсихолог, который проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей; Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Задачи психолого-педагогического сопровождения в нашем ДОУ: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психологопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам, осуществляющим воспитательно-образовательную работу детей с ОВЗ Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы ДОУ с детьми ОВЗ: Диагностический: сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление возможностей ребѐнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса. Консультативно-проективный этап: подбираются наиболее эффективные и подходящие методы и приѐмы коррекционной работы для каждого ребѐнка, составляются индивидуальные программы. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Деятельностный этап: реализация индивидуальных программ комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках. Консультативно-просветительское сопровождение семьи: включение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечѐт за собой рост их активности, а так же меняет характер отношений родителей к ребѐнку и его особенностям. Психологическая практика показывает, что включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. 3 Так же существует в нашем ДОУ определѐнный алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение: Разработка индивидуальной адаптированной программы на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ; Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ; Реализация индивидуальной программы или маршрута; Проведение промежуточной диагностики и анализ коррекционной работы; Консультирование родителей. После проведения ПМПк разрабатывается индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа, такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения. В дальнейшем проводится анализ проведѐнной работы с указанием реализованных задач, при наличии отрицательных результатов указываются причины, вносятся корректировки в содержание адаптированной общеобразовательной программы или индивидуального образовательного маршрута. Формы и содержание работы с родителями Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ может проходить через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даѐт возможность оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, своевременно на ранних этапах развития и комплексно оказывать помощь ребѐнку с ОВЗ и его семье. Организация работы в нашем ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребѐнка; проведение консультаций, практикумов по реализации коррекционноразвивающих задач; работа с детско-родительская парой.