kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной частью   работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.
        Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.
       Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений.  
       В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  
 Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго,  до поступления в школу. 
       Графический навык предполагает:
•  умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать   
•  легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
•  устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
•  выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Развивать  графические навыки у детей можно с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:
• научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
• научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
• проводить наклонные линии в различных направлениях,
• проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,
• воспитывать умение сосредотачиваться. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной частью работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Графический навык предполагает:

 умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать

 легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

 устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

 выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Развивать графические навыки у детей можно с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:

• научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

• научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,

• проводить наклонные линии в различных направлениях,

• проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,

• воспитывать умение сосредотачиваться.

Организуя работу по формированию графических навыков у детей дошкольного возраста , следовала принципу «от простого к сложному».

У детей 3- 4 лет, о развитии графических навыков говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому больше внимания уделять развитию мелкой моторике рук .

Для этого можно проводить следующие игры и игровые упражнения:

- пальчиковые игры

- игры с прищепками

- игры с пуговицами

- игры с сыпучими крупами

- игры со шнурками

- игры с откручиванием и закручиванием крышек

- игры со счётными палочками

- математический планшет

- творческий труд с пластилином, бумагой

- гимнастика и упражнения для пальцев и кистей рук

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальцев и рук. С их помощью можно инсценировать какие-либо сказки, стихотворения, истории. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития так как они способствуют:

  • Развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

  • Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

  • Способствуют развитию творческой деятельности.

  • Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

  • Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


Игры с прищепками - помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры. Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную.

В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.

Игры с пуговицами - работа должна производиться индивидуально, под пристальным вниманием взрослого. Пуговицы стоит отбирать крупные, ориентируясь на технику безопасности. Время проведения игр - от 5 до 15 минут. Можно учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, предлагать ему выкладывать из них какой-либо произвольный рисунок или узор.

Игры с крупами необычайно популярны: они нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. А родителей радует доступность этого развивающего материала. Особенно весело играть крупой в зимнее время, когда нет доступа в любимую песочницу. Для игр хорошо подходят любые крупы – гречка, фасоль, кукурузная крупа, пшенка, различные хлопья.

Их лучше всего просто перебирать руками – это прекрасно для развития сенсорики и речи, это своеобразный массаж ладоней. Можно пересыпать, складывать в различные формочки, закапывать руки, зажимать крупинки в кулаке, искать мелкие предметы, рисовать на крупе .

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Шнуровка - это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка.
 Игры с откручиванием и закручиванием крышек - такие игрушки как нельзя лучше подходят для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку , прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания , усидчивости. Ребенок легче освоит знания цветов, левая сторона, правая; верх, низ на плоскости. Для достижения разных целей можно использовать задачи с усложнением, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Начинать игру с самого простого, при этом поощряем ребенка, не только за удачное решение, но и за попытку преодолеть трудности.

Игры со счётными палочками  - палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия». Психологи советуют:

  • Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.

  • Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.

  • Начало занятий необходимо сделать игровым - ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам- именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.


Математический планшет - данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т.е. происходит социально - коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.

Творческий труд с пластилином, бумагой - развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которые включают в себе различные виды создания образов предметов из бумаги, пластилина. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезанная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики». Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

  Процесс изготовления поделок оказывает большое влияние на развитие и мышление ребёнка, произвольного внимания, значительно повышая его устойчивость, удовлетворяет любознательность детей. Детские руки приобретают уверенность, а пальцы становятся более гибкими, совершенствуется координация движений.

Гимнастика и упражнения для пальцев и кистей рук - имеет очень важное значение, поскольку таким образом дети учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Массаж важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге.

Для проведения данных игр необходимо создать предметно - развивающую среду : игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, мозаики, конструкторы, дидактические игры и пособия, игры-шнуровки, счётные палочки, пособия для плетения, застёгивания пуговиц и молний, закручивании и раскручивании крышек и др. ).

Работу с дидактическим материалом можно проводить с небольшой группой детей и индивидуально, побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдать за их действиями, при необходимости оказывать помощь.

С детьми 4-6 лет можно использовать пальчиковые игры в сочетании с кинезиологическими упражнениями которые способствуют развитию умственных способностей и физическому здоровью ребенка, игры с предметами, игры и игровые упражнения на развитие графической моторики :

  • Обведение;

  • Раскрашивание картинок;

  • Работа с трафаретом;

  • Штриховку;

  • Графические задания;

  • Рисование по клеточкам;

  • Графический диктант.

Обведение - учимся рисовать! Ребёнок  должен обвести изображение по контуру - пунктиру. Такие рисунки по точкам или обводилки  прекрасно развивают мелкую моторику и графомоторику, используются как элемент подготовки детей к письму и правильного расположения ручки или карандаша в руке.

Раскрашивание картинок это развлечение для детей, причем развлечение очень полезное, тренирующее фантазию, навыки письма и рисования, пространственное мышление и моторику. Несмотря на свою простоту, раскраски очень полезны и не уступают по важности другим развивающим играм в процессе развития ребенка. Основное достоинство раскрасок – это их доступность и портативность. Раскраски для детского сада нужно подбирать самые общие, т.е. не посвященные какой-то конкретной тематике или популярному мультфильму. Дело в том, что вкусы у детей различаются, и если вы будете давать им конкретные раскраски, то получится, что вы навязываете им свое мнение. Лучше всего выбрать нейтральные раскраски в виде букв, цифр, простых животных, цветов, героев русских народных сказок и т.п. Работа с трафаретом

Работа с трафаретом – способствует закреплению знаний о геометрических фигурах, размере предмета, творческому воображению, логическому мышлению. Дети выполняют сначала задания по образцу, затем составляют изображения самостоятельно.

Штриховка - одно из важнейших упражнений для подготовки руки ребёнка к письму. Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» ,круговые движения руки, полукругами). Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки.
Графические задания
, рисование по клеткам. Прямые и наклонные линии, квадраты, треугольники – в одной клетке на самом деле можно расположить много фигур. Графические игры и упражнения помогут ребенку без труда овладеть письмом, будут содействовать развитию зрительной памяти, воображения и речи. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения задания.
Графический диктант. Раньше такое непростое упражнение предлагали только школьникам, сегодня же с ним успешно справляются даже тренированные четырехлетки. Конечно же, ребенку интересней создавать какой-то законченный предмет, чем абстрактную и бессмысленную ломаную линию. Выполняется графический диктант на листе бумаги с бледной сеткой (чтобы хорошо был виден карандаш) начинается рисование с указанного места. Ручки и фломастеры использовать не рекомендуется Диктовать необходимо медленно, чтобы дошкольник успевал проводить отрезки: одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Желательно, чтобы получившееся изображение было легко узнаваемым и понятным.

Графические диктанты развивают внимание, логическое и абстрактное мышление, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения, правильно держать ручку и карандаш, различать понятия «право-лево», «верх-низ».

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия особое внимание необходимо уделять упражнениям на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Занятия в основном проводятся в тетрадях с клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Все упражнения необходимо проводить в игровой форме, так как они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Для эффективности работы важно соблюдать следующие  принципы:

- принцип осознания совершаемых действий (действия сопровождаются проговариванием этих действий)

- принцип развернутости навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных способностей. Поэтому отрабатываются навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

- принцип обратной связи. По ходу занятий комментировала , помогала, подсказывала и оценивала действие ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяло ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускал ошибки.

А также использовала следующие приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененно;

- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Таким образом,   систематическая и целенаправленная, работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков, совершенствованию пространственных представлений , подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.


Подготовила

воспитатель I категории

Кириченко Ирина Николаевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Кириченко Ирина Николаевна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "« ФОРМИРОВАНИЕ    ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ      ДЕТЕЙ       У  С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-grafichieskikh-navykov-dietiei-u-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "242142"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445405391"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства