« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ У С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ У С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические навыки.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены.Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов- внимания, памяти, пространственных представлений.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора тему программы « Формирование графических навыков у детей старшего возраста имеющих нарушение речи».
Научная обоснованность программы заключается в том, что при ее составлении использованы принципы коррекционного образования:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ У С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ» »
« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ ДЕТЕЙ У
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
АВТОР: Азнагулова Р.Р.
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические навыки.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены.Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов- внимания, памяти, пространственных представлений.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора тему программы « Формирование графических навыков у детей старшего возраста имеющих нарушение речи».
Научная обоснованность программы заключается в том, что при ее составлении использованы принципы коррекционного образования:
- принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка риска: признание уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребенка; прогнозирование индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности, способности и дарования; проведение специальной педагогической работы по выявлению способностей каждого и создание условий для реализации этих способностей в условиях обучения.
- принцип интегративного характера образовательного процесса для детей риска. Соединение охранно-оздоровительных, диагностических, коррекционно-развивающих и учебных стратегий как ведущее требование к построению образовательного процесса.
- принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей. Диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств с целью учета индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия,
( аудиального, визуального, кинестического), обеспечение чувства психологической комфортности, в ситуации учения, уверенности в своих силах, способности преодолевать посильные трудности и применять волевое усилие.
Коррекционно - развивающая направленность данной программы обеспечивается подбором диагностик, упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки; проведение необходимых диагностических процедур и анализом полученных данных.
Данную программу целесообразно использовать с детьми старшего дошкольного возраста в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждениях.
При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.
Программа предполагает работу в течение одного года, с одним занятием в неделю.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Сформировать графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
ЗАДАЧИ: 1. Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить проблемы
подготовки руки к письму.
2. Провести диагностику навыков у детей.
3. Разработать специальные упражнения, направленные на формирование у
детей графических навыков.
4. Составить план работы с детьми на год.
5. Апробировать данную программу с детьми старшей логопедической
группы.
6. Провести повторную диагностику.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
При работе над данной программой проводился подбор диагностических методик, учитывая индивидуальные особенности воспитанников группы, и выявлялись отклонения в развитии.
2. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.
Для проведения первичной диагностики в старшей логопедической группе используют игровые упражнения на определение уровня развития сложно-координированных движений пальцев и кисти рук и графических навыков:
Умение правильно держать карандаш;
Умение штриховать, соблюдая контур;
Умение ориентироваться на листе бумаги;
Умение обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;
Умение проводить прямые, ломаные и замкнутые линии;
Проиллюстрируем применение данной методики на примере:
В 2005 году было обследовано 12 детей старшей логопедической группы. По итогам диагностики были выявлены следующие показатели:
Уровень сформированности графических навыков составил 0.9 балла – 45 %,
У 3 детей низкий уровень развития;
9 детей – средний уровень развития графических навыков.
50% обследованных детей не умеют правильно держать карандаш, что значительно затрудняет овладение навыками письма.
Дети испытывают затруднение при различных видах штриховки, плохо ориентируются на листе бумаги. При выполнении заданий на развитие пространственных отношений дети затрудняются в рисовании элементов, которые расположены вверху, внизу и в середине листа.
Данные диагностирования наглядно изображены на рисунке № 1. таблице № 1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ.
ГРАФИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
ОБВОДКА
СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ
ЗАКРАШИВАНИЕ
ШТРИХОВКА
ПО ЗАДАННОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ
ТРАФАРЕТ
ПО ГРАФИЧЕСКОМУ
ОБРАЗЦУ
ГРАФИЧЕСКИЙ
ДИКТАНТ
РИСОВАНИЕ ПО
КЛЕТКАМ
ПЕЧАТАНИЕ БУКВ
Выполняя различные упражнения по графическим навыкам, ребенок и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма, коротко их можно сформулировать так:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает, а указательного - легко кладется сверху (расстояние – 1.5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на средине стола с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему:
Сначала взрослый объясняет правила. Например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.
Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование занятий представлено в таблице № 2.
Таблица № 2
ТЕМА
МЕСЯЦ
ЦЕЛЬ
Занятие № 1 « Знакомство
с волшебным карандашом».
сентябрь
Выявление сформированности графических навыков у детей на начальном этапе.
Занятие №2. « Знакомство
с волшебным карандашом»
сентябрь
Выявление сформированности графических навыков у детей на начальном этапе.
Занятие № 3 « Занятие № 3. «Овощи».
сентябрь
Рисование замкнутых округлых линий, штриховка слева на право.
Занятие № 4. «Фрукты»
сентябрь
Обводка по трафарету, закрашивание, не выходя за контур.
Занятие № 5. « Осень.
Деревья»
октябрь
Развитие глазомера, точности движения руки.
Занятие №6. « Лес.
Грибы и ягоды»
октябрь
Дорисовывание предмета до получения образа.
Занятие № 7. « Игрушки».
октябрь
Рисование замкнутых, петлеобразных линий.
Занятие №8. « Одежда»
октябрь
Рисование по клеточкам, развитие внимания.
Занятие № 9 « Обувь»
ноябрь
Развитие глазомера, уверенности
движений руки.
Занятие №10. « Мебель»
ноябрь
Ориентировка на листе бумаги, соблюдение строчки.
Занятие № 11. « Посуда»
ноябрь
Штриховка в разных направлениях,
уверенность движений руки.
Занятие № 12.
«Перелетные
птицы»
ноябрь
Накладывание штрихов по контуру, регулируя силу нажима.
Занятие №13. « Зима»
декабрь
Прорисовывание недостающих
элементов, опираясь на образец.
Занятие № 14 « Наша
Родина»
декабрь
Закрашивание и прорисовывание
предмета, с соблюдением силы нажима.
Занятие № 15 « Зимующие птицы»
декабрь
Соединение точек плавной линией,
отработка уверенных движений руки.
Занятие № 16 « Новый год»
декабрь
Отработка вращательных движений руки.
Занятие № 17 « Комнатные растения»
январь
Прорисовывание предметов по клеточкам.
Занятие № 18 « Домашние птицы»
январь
Обводка по трафарету, закрашивание, соблюдая контур.
Занятие № 19 « Домашние животные»
январь
Штриховка в заданном направлении, развитие глазомера.
Занятие № 20 « Дикие животные»
январь
Упражнение в рисовании плавной линией, умение соотносить образец со своим рисунком.
Занятие № 21 « Профессии»
февраль
Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.
Занятие № 22 « Транспорт»
февраль
Закрепление умений рисовать круглые предметы.
Занятие № 23 « Армия»
февраль
Прорисовывание недостающих элементов.
Занятие № 24 « Наш город»
февраль
Развитие движений руки, повышение ее чувствительной гибкости.
Занятие № 25
« Инструменты»
март
Развитие пространственных отношений, глазомера.
Занятие № 26 « Животные жарких стран»
март
Закрашивание и прорисовывание предмета с соблюдением силы нажима.
Занятие № 27 « Животные севера»
март
Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента.
Занятие № 28 « Весна»
март
Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.
Занятие № 29 « Перелетные птицы»
апрель
Умение накладывать штрихи по контуру изображения регулируя силу нажима.
Занятие № 30 « Космос»
апрель
Прорисовывание недостающих элементов.
Занятие № 31 « Весенние цветы»
апрель
Закрашивание предметов, регулируя силу нажима.
Занятие № 32 « Дикие животные весной»
апрель
Соединение предметов плавной линией , упражнение в рисовании по клеточкам.
Занятие № 33
«Аквариумные рыбки»
май
Развитие плавных движений руки,
глазомера.
Занятие № 34
«Волшебные пальчики»
май
Выявление сформированности графических навыков у детей на конец года.
декабрь
январь
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
В результате данной программы воспитанник должен знать
Основные термины ( клетка, стороны клетки, углы ( левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний) диагонали в квадратах и прямоугольников, орнамент, обводка, штриховка.
Гигиенические правила письма.
Уметь:
Правильно держать карандаш.
Штриховать, соблюдая контур.
Ориентироваться на листе бумаги.
Обводить контуры по клеточкам , точкам и пунктиру.
Проводить прямые, ломаные и замкнутые линии.
Эффективность программы подтверждается данными повторной диагностики детей, прошедших обучение по данной программе.
По данным диагностики определены следующие показатели:
Уровень сформированности графических навыков составил 1.8 балла, что составляет 89%, в том числе:
Умение правильно держать карандаш – 91%
Умение штриховать, соблюдать контур – 85%
Умение ориентироваться на листе бумаги – 83%
Умение обводить контуры – 93%
Умение проводить линии – 87%
Детей с высоким уровнем развития – 7
со средним уровнем – 5
с низким уровнем – отсутствуют.
Положительная динамика составила 44%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Коррекционная педагогика \ под ред. В.С. Кукушина . – М: ИКЦ МАРТ,
2004. – с. 110-116
2. Готовим руку к письму \ под ред. Крупенчук О.И – С-П: ЛИТЕРА, 2006
3. Учимся писать \ под ред. Новотворцевой Н.В. – Яр: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1998
4. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи \ под ред. Нищевой Н.В.- С-П: « ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
5. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду \ под