kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности экологического воспитания детей 5 - 6 лет в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития и экологического воспитания дошкольников 5-6 лет, обучающихся в ДОУ. Актуальность темы заключается в необходимости детального изучения особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности экологического воспитания детей 5 - 6 лет в дошкольном образовательном учреждении»

Особенности экологического воспитания детей 5 – 6 лет в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития и экологического воспитания дошкольников в возрасте 5–6 лет, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении. В ходе исследования мы анализируем роль отдельных факторов и социальных агентов, оказывающих влияние на детей в данном возрастном периоде, на их ценностное восприятие и оценку окружающей среды.

Актуальность темы заключается в необходимости детального изучения особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Экологическое воспитание — неотъемлемая часть общей культуры дошкольника, оно необходимо, чтобы подготовить детей, готовящихся к поступлению в школу основам экологической культуры, умению ценить окружающую среду и иметь активную роль в вопросах, так или иначе касающихся сохранения экологического баланса и соблюдения экологических принципов на локальном, микросоциальном уровне.Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы статьи для корректировки педагогического процесса, направленного на изучение особенностей воспитания детей 5–6 лет и некоторых аспектов взаимосвязи системно-деятельностного подхода с разновидностью модульного подхода, предполагающего включение программы экологического воспитания.

Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. При формировании гуманного отношения к природе, необходимо помнить следующее: важно донести до детей, что человек и природа тесно связаны друг с другом, поэтому забота о природе — это, прежде всего, забота о самом себе, о своих близких и всех окружающих.Т. В. Волосникова [1] считает, что экологическое воспитание, хотя и не является обязательным для дошкольников в том виде, в котором представлено в школах, необходимо, поскольку с точки зрения психологии, именно в дошкольном возрасте формируются основные ценностные притязания человека. Если правильно сформировать у ребёнка представление о важности защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, то в более зрелом возрасте эти ценности будут служить основой для нравственного развития личности [1].С. Н. Николаева [5] пишет, что в экологическом воспитании содержатся две составляющие личностно-ориентированного развития ребёнка. Во-первых, это совокупность ценностных аттракторов — значимых ценностей, которые способствуют бережному отношению не только к природе как к окружающей среде, но и в более широком смысле — к жизни, во всех её разновидностях. Во-вторых, экологическое воспитание способно оказать влияние на ментальность подрастающего человека, сформировать социокультурные черты, присущие гражданскому обществу. Можно сказать, что экологическое воспитание — мост между миром природы и миром человека и общества [5].Исходя из мнений двух исследователей, можно отметить, что роль процесса обучения для ребёнка, включённого также в процесс экологического воспитания, состоит не только в накоплении и расширении знаний, но и в постепенном усложнении ценностно-распознавательных функций: ориентировке в сложных аксиологических и деонтических нормах общества, восприятия своей роли в нём и самого понимания своей деятельности (внутриигровой и учебной). Безусловно, от интенсивности и соотнесённости модулей классического обучения и экологического воспитания зависит выработка познавательного интереса и непосредственно знаний. Задача педагога — соблюсти «золотую середину».При правильной регулировке экологического воспитания в контексте общего направления образовательного процесса педагогом, дети легче воспринимают информацию, легче запоминают количество предметов, а также их качественные и функциональные характеристики. При этом, для соблюдения принципа наглядности педагог может использовать специальные технологические средства.Здесь следует оговориться о том, что непосредственно для развития у детей полноценного экологического воспитания педагог не должен жертвовать запланированной программой занятий, а лишь ненавязчиво дополнять их. Для освещения глобальных проблем экологии можно выделить отдельный день, приуроченный к какому-либо событию или мероприятию.

В данном контексте целенаправленный процесс обучения подразумевает работу над ошибками (нарушениями норм экологического воспитания на глобально и локальном уровнях), как детьми, так и педагогом, разбор причин, по которым они допускались. При этом самостоятельная работа детей вне занятий в саду по углублению и расширению знаний экологического характера. должна постоянно сопровождаться личностными и социальными стимулами, но так, чтобы стимул не стал первоочередной целью выполнения самой работы [3].Именно такая динамика позволяет максимально успешно вести воспитательную работу не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволит детям вырасти в благоприятной среде. Так же не помешают, а даже помогут занятия в образовательном учреждении с участием родителей, чтобы показать подрастающему поколению правильное, бережное отношение к окружающему на примере мам и пап. Это могут быть совместные игры, внутригрупповые занятия, мастер-классы и даже туристические походы.В рамках туристического подхода продуктивности восприятия можно добиться, благодаря близкому расположению к знакомому месту (к детскому саду), что поможет малышам чувствовать себя спокойно в привычной для них обстановке, что, в свою очередь, даст больше возможности для концентрации внимания. Так же, запоминанию информации поспособствует небольшое разнообразие растительности. Во время прогулки можно в сказочной форме рассказывать про пользу каждого дерева и его значимость не только для людей, но и животных [2].Как пишет Н. Н. Мазильникова [4], при этом, можно упрощённо подать материал в сказочной форме, рассказать про процесс фотосинтеза в каждом листочке, благодаря которому вырабатывается кислород. Главное — заинтересовать ребёнка, выработать у него познавательный интерес и любознательность, затем — стимулировать и мотивировать его деятельность и познавательную активность [4].Стоит отметить, что проблема поиск «интереса» и стимула к познанию в экологическом разделе педагогике не нова. Она заключается в том, чтобы приблизить ребёнка к авторитету — к педагогу и научению, делая обучение для ученика желанным, а экологическое воспитание — максимально приближенным к его классической форме. Ведь без столь полезной потребности, как интерес к окружающей среде, немыслимо благополучное формирование и дальнейшая познавательная деятельность ребёнка по данному направлению в принципе. Но в данном ключе он получает не только стремление к постоянному диалектическому пересмотру и анализу природы и общества, но и к непосредственному включению в образовательный процесс.

В заключение отметим, что под воздействие социальной среды в 5–6-летнем возрасте во многом зависит формирование личности человека, его интересы и его выбор занятий, хобби профессии в будущем. Именно поэтому экологическое воспитание необходимо применять в данный возрастной период. Так, формирование ценностей, понимания важности природного мира происходит ещё в детстве под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы человека, закрепляются друзья и класс, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на будущую личность, педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка.Выводы. Таким образом, экологическое воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. В систему ДОУ, по утверждению многих современных отечественных психологов и социологов экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития ценностной системы у ребёнка, только освещая все проблемы природы и её взаимосвязи с обществом в столь раннем возрасте можно добиться уважительного отношения к окружающей среде, к природе и жизни во всех её проявлениях.Литература:Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 16–20.Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 10–16.Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 96с.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Козенко Кристина Ивановна

Дата: 18.11.2025

Номер свидетельства: 677318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(62) "pamiatkadliaroditielieiekologichieskoievospitaniiedoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "304033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457632921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект по экологическому воспитанию Развлечение «Деревья и кустарники детского сада» «Создания гербария со старшими дошкольниками 5-6 лет"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_po_ekologicheskomu_vospitaniiu_razvlechenie_derevia_i_kustarniki_detsko"
    ["file_id"] => string(6) "528979"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574855199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства