Просмотр содержимого документа
«Основы изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.»
Основы изобразительной деятельности
в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще является устойчивым увлечением почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для ребенка развиваем у него воображение и способности, но здесь необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлениям детской фантазии. Малышу еще очень трудно рассказать о своем рисунке до того, как он взялся за карандаш. Чаще всего он называет предмет который он рисовал раньше. По ходу рисования ребенок обязательно перечислит всё, что появляется на листе и очень хорошо расскажет по уже готовому рисунку. С первых же занятий у детей появляется интерес к рисованию, лепке, аппликации. В начале года второй младшей группы дети еще не проявляют интерес к результатам деятельности. Они поглощены процессом и качество полученных рисунков, предметов лепки, аппликации их не волнует. Рассматривание всех выполненных рисунков помогает привлечь внимание к результату.
Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, общей активностью малыша. При рисовании кружков дети стучат карандашом по нарисованным кружочкам - зернышком, говоря, что клюет воробышек. Их отношение к изображению напоминает игру с игрушкой. Стремление к игре следует использовать в целях повышения желания детей рисовать. Изображение предметов и явлений в рисунке требует определенного развития движения рук, координации, зрительного контроля. Для создания изображения необходимо развитие наблюдательности, способности останавливать внимание на предметах, явлениях, умения рассматривать иллюстрации. Детей учат замечать некоторые особенности, присущие тому или иному предмету, которые они могут переносить в рисунок - это деревья на прогулке, яркие шарики, куклы неваляшки. В процессе занятий у детей постепенно развивается чувство цвета, формы ритма. Постепенно у детей формируется умение выбирать цвета, которые наиболее нравятся, привлекают их внимание. Процесс изображения дети сопровождают речью, рисуя снежные комочки дети говорят, что они будут лепить снеговика. Ребенка окружает огромное количество предметов. Показать, как рисуется, лепится, вырезается - невозможно. Как научить детей изображать разнообразные предметы и явления действительность? Очень важно, чтобы дети овладели изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов.
В П младшей группе начинают учить детей рисовать предметы округлой и прямоугольной форм. Овладев этими движениями, в процессе решения изобразительной задачи, дети получают возможность изображать любые предметы и части предметов данных форм, варьируя изображения по величине. Большое значение для изобразительного творчества во является связь его с игрой. В игре дети воплощают, творчески перерабатывают и обобщают все, что узнали на занятиях и в окружающей жизни. В игре развивается детская любознательность и способность к эксперименту, наблюдательность и воля, способность к морально-этическим оценкам. При правильном руководстве дети с увлечением играют, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для решения игровых задач используют разные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, свободно применяют в игре предметы-заменители, подходят к использованию воображаемых предметов. Дети в этих играх закрепляют знания об округлой форме, что потом прекрасно переносят в рисование. Все игры связываются с усвоением и закреплением круглых форм в рисовании. Использовали игры имитационного характера. Дидактическая игра "Кукла Юля на прогулке" (дети движениями показывали, как они лепят снежную бабу). В игре-драматизации "Колобок", как бабушка месила тесто и формировала колобок. Используются игры с игровым восприятием действительности. В игре "Семья" у детей нет на столе для угощения гостей яблок. Дети рисуют и угощают кукол нарисованными яблоками. Поощряются игры с игрушками заменителями: апельсины для угощения кукол-дочек, дети заменяют шариками оранжевого цвета. В дидактической игре "На что это похоже?" дети при показе листов с изображением круга называют, как можно больше предметов имеющих такую форму. Можно использовать и конверт-загадку, в конверте много кругов различных размеров. Дети сами выкладывают из них различные предметы (снеговики, неваляшки, колобок, зайчика). В "игре волшебный кружок" дети могут дорисовывать мелкие штрихи и получить различные предметы - круглая желтая репка, дорисовать хвостик, к большому кружку добавить маленький, дорисовывать клюв получали цыпленка, который сидит.
В эти формы связи игры с изобразительным творчеством помогают научить детей рисовать предметы круглой формы. А если дети усвоят изображение круглой формы во П младшей группе им легче будет рисовать эти предметы и более сложные предметы в последующих группах.