Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы грамотности. Звуки и буквы.»
Дата: 03.11.2023г
Составила: Лещенко И.В.
Конспект НОД по Основам грамотности
Тема: «Путешествие в страну звуков и букв ».
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение :
-в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,
-в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,
-в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,
-в подборе родственных слов,
-по составлению слов по начальному слогу.
-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках
Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.
Ход занятия:
1.Вводно-мотивационная часть:
Вступительное слово воспитателя:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
-О чем говорится в стихотворении? ответы детей ( о звуках)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.
-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.
-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».
2. Основная часть.
Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.
-А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги)
.
№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новоеслово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил … Дом. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик. Самый маленький гномишко Под грибом сложил… Домишко. Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был...Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... Домовой. Всех встречал радушный гном, Все любили этот … Дом.
Задание №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?( ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)
Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),
кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),
книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),
книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),
книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Какие гласные в слове книга? (и,а)
Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),
Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),
Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),
В колокольчик позвоним ( прищелкивание пальцами).
Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),
Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).
В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),
На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),
Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой стоят(хлопки руками),
Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).
Задание №5
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.
Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?
Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.
Воспитатель: А теперь Ева подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Настя – словом «НАРЯДНАЯ».
Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова ( НИНА, НАРЯДНАЯ).
Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).
Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.
Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.
Воспитатель: А ты теперь Даша будешь словом «МИЛАЯ», а Настя –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.
В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.
№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
-Что получается из слов , которые собираются вместе ? ( предложения)
Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить ,мы подбираем слова по смыслу друг к другу , и у нас получаются предложения.
Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.
(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
.
Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит холодная зима".
3.Рефлексивный этап:
- Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.