Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, проведение практикумов с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, физкультурных досугов и праздников, организация туристических походов и т. д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста.»
Организация совместной работы с родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия родителей в образовательном процессе невозможно.
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей в рамках только дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, поэтому на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, проведение практикумов с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, физкультурных досугов и праздников, организация туристических походов и т. д.).
Чрезвычайно важна в воспитании детей, роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств) доступны уже самым маленьким детям.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
1) изучение потребности родителей в образовательных услугах;
2) просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Для достижения максимального эффекта в укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений, развитии физических качеств необходимо строить работу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по принципу единства с семьей.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья
знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с вышесказанным, работа с семьей включает следующие основные положения:
– ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка;
– ознакомление родителей с подвижными играми (в этих целях используется информация в родительских уголках);
– помощь в составлении индивидуальных занятий с подвижными играми в условиях семьи с учетом физического развития детей;
– обучение конкретным подвижным играм, приемам и методам игровых упражнений;
– различные консультации с участием психолога, медицинского работника, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом организации игр с детьми;
– «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;
– совместные физкультурные досуги, праздники.
Невозможно представить жизнь ребенка в дошкольном учреждении без веселых досугов и развлечений, шумных спортивных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных эстафет. Одни развивают сообразительность, другие – скорость и выносливость, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Семья во многом определяет отношения детей к физической культуре и спорту, как много могут сделать родители для своих детей, пробуждая у них интерес к спорту и физкультуре. Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, бабушки, дедушки, к укладу семьи. Поэтому наше дошкольное учреждение старается совершенствовать методы педагогической работы по формированию у детей и взрослых потребности к активному, здоровому образу жизни, вовлекая в физкультурно-спортивный процесс. Самое ценное в мероприятиях, которые мы организуем – это обогащение практического двигательного опыта и сплочение детско-взрослого сообщества. Веселая, здоровая атмосфера игр и эстафет передается и взрослым, способствуют пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Спортивные мероприятия в нашем детском саду проводятся в течение года. Основная их цель – формирование интереса к двигательной активности всех участников образовательного процесса.
Участие в соревнованиях детей и взрослых благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителей поощрять спортивные интересы ребенка.
Спортивное мероприятие – важная часть жизни детей. Это радостное событие, которое позволяет ребенку развлечься и вместе с тем духовно обогатиться, творчески проявить себя. Но, спортивный праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов (память, внимание), создают прекрасную ситуацию для развития физических качеств ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения различных спортивных мероприятий необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей.
Таким образом, все вышесказанное способствует построению и реализации стратегий сотрудничества с семьями, которые включают в себя широкий спектр, как традиционных форм взаимодействия, так и нетрадиционных, направленных на обеспечение полноценного развития каждого ребенка.