Раскрывается понятие о кинезилогии, о том какое значение оно имеет в развитии ребенка.Предназначена для воспиателей детских садов и учителей начальных классов. Может быть использована в работе с детьми в дошкольных учреждениях при организации оздровительных мероприятий. Дается описание некоторых кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная кинезиология »
Образовательная кинезиология
У многих современных детей отмечается снижение двигательной активности. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Движение является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку , развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность
Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Синхронизация работы полушарий.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей. Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника. С детьми раннего возраста выполняются пальчиковые игры от простого к сложному. Детям раннего возраста доступны многие кинезиологические упражнения, такие, как «Пальчик, зайчик, кулачок», «Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси», «Заяц, коза», «Оладушки, фонарики», (однонаправленные), к 3 годам дети могут выполнять упражнение «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные движения(оладушки, фонарики). Многие кинезиологические упражнения встречаются в потешках, пальчиковых играх, песенках-инсценировках: «Гуси-гуси», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др. Упражнения выполняем правой и левой рукой попеременно. Пальчиковые игры хорошо сочетать с игровым массажем. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что способствует развитию крупной и мелкой моторики. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Стихи и песенки очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 -10 минут. Занятия с детьми 3 – 4 лет проводятся до 15 минут, После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнениий. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность заданий. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка»), произносимыми вслух или про себя. Осуществление речевого контроля помогает гиперактивным детям сконцентрировать внимание на упражнении.
С ребятами 5 – 7 лет – 30 минут в день. По мере усвоения материала рекомендуется усложнять задания: увеличивать скорость выполнения упражнений, выполнять с закрытыми глазами, (исключить зрительный контроль) каждое упражнение выполнять по 2 раза, включать в упражнение глазодвигательные движения или артикуляционные упражнения; исключить показ и ориентироваться только на голос педагога. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Для результативности работы необходимо соблюдение следующих условий:
Кинезиологическая гимнастика проводятся утром;
Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. восстанавливают и формируют правильное дыхание
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж (ушных раковин, лица), – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
В большинстве упражнений используется, стихотворная форма, которая дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складывается в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. К тому же в игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
«Растяжки» Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
«Глазодвигательные упражнения» ---Вращение глазами по кругу по 2-3 сек ,в начале -в одну сторону, затем -в другую(повторить 6 раз). Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. ---Массировать верхние и нижние веки не закрывая глаз (по 1 минуте). Зорче глазки чтоб глядели, Разотрём их поскорее. Упражнение «Глаз-путешественник». ---А сейчас ,глазки мы потренировали ,давайте, не поворачивая и не поднимая головы наёдём в нашем зале 3 игрушки
« Телесные движения»
Ухо-нос-хлопок. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью наоборот Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Перекрестное марширование. Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Упражнение для развития мелкой моторики
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Зажали пальцы в кулачок, А теперь их на бочок, А теперь ладошки вниз Начинаем снова стих.
Лягушка - хочет - в пруд
Пальчик –зайчик-кулачок
Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками
Массаж
Осень Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди Осень, осень, трем ладошки друг о друга Погляди! ладони на щеки Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем топаем ногами Знаем месяцы: ладони стучат по коленям Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь