kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная кинезиология: ключ успеху в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад посвящен образовательной кинезиологии как системе мер, способствующих интеллектуальному развитию и оздоровлению дошкольников через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие и гармонизирующие взаимодействие деятельности мозга и тела. Такие специально организованные кинезиологические упражнения, могут быть использованы как в общеразвивающей практике, так и в коррекционной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная кинезиология: ключ успеху в школе»

Образовательная кинезиология: ключ успеху в школе



Аджидерская Е.А., педагог-психолог АОУ детский сад №22

Аннотация: Доклад посвящен образовательной кинезиологии как системе мер, способствующих интеллектуальному развитию и оздоровлению дошкольников через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие и гармонизирующие взаимодействие деятельности мозга и тела. Такие специально организованные кинезиологические упражнения, могут быть использованы как в общеразвивающей практике, так и в коррекционной работе. 


Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово», буквально «изучение движений тела». Это направление возникло на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того, используется опыт некоторых древних восточных практик (йога, китайская медицина). В пространстве психотерапии кинезиология находится ближе всего к телесно-ориентированной психотерапии и психодинамическим направлениям. Цель кинезиологии – оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений с помощью как стандартных терапевтических техник, так и кинезиологических подходов. Этот подход рассчитан на развитие всех психических функций, с продолжительным сохранением эффекта.

Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.

Прикладная кинезиология – это наука определения состояния организма и воздействия на все его функции при помощи мышечного тестирования, которое позволяет обнаружить дисбаланс в организме и привести все жизненно важные функции организма в норму.

«Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения. Она оказывает помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, а это своеобразный мост между правым и левым полушариями, – улучшается. Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям.

Американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон в начале 1990-х гг. в рамках этого направления создали программу «Гимнастика Мозга», посвященную естественному развитию личности человека и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Каждое из упражнений Гимнастики Мозга направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т.к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Также упражнения гимнастики мозга направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, общении.

Еще одной важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых в «Гимнастике Мозга», является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки. Развивающие навыки – это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений, которые лежат в основе всех других навыков. Сущность подхода в образовательной кинезиологии связана с тем, что многие люди (в силу незнания возможностей своего естественного развития или чрезмерного старания при достижении каких-либо целей) «отключают» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения и личностного роста. «Гимнастика Мозга» предлагает и специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные навыки – производные функции полушарий мозга – зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль, она позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга. Применение на практике всего комплекса упражнений, заданий в игровой форме делает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а также в управлении своими эмоциями.

Упражнения кинезиологии универсальны и помогают и взрослым, и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Упражнения могут практиковать как дети, так и их родители. Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, с помощью естественных физических движений тела цикл кенезиологических упражнений активизирует природные механизмы мозга, что обеспечивает успешность в учебной деятельности. В приложении дан небольшой комплекс для тренировки, который доступен для выполнения каждому дошкольнику и послужит основой для дальнейшего развития и успешности в школе. Упражнения выполняются от 5-10 минут до 20-35 минут. Очень полезны специальные кинезиологические «физминутки». Следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Важно заметить, что, особенно при работе с детьми, многие из упражнений требуют известной осторожности. А между тем в интернете можно встретить иногда, к примеру, вот такую рекомендацию: «Упражнение «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот». Следовать подобной рекомендации опасно, так как «резкие» движения нижней челюстью могут стать причиной вывиха суставов, и не только у детей, но и у взрослых, поэтому резкие движения делать нельзя! Столь же осторожными должны быть и все движения, касающиеся шейных позвонков, например, упражнение «Качание шеей», описанное в приложении. Поэтому лучше действовать по принципу «Не навреди!».

Но в целом, как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка, его интеллектуального развития, преодоления им, имеющихся у него нарушений и обеспечения его успешности в школе.




Использованная литература.


  1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

  2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

  3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С.М. Масгутовой. – М., 2000

Интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/04/06/obrazovatelnaya-kineziologiya-istoriya-i-problematika

  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-viktorovna-miheva/formirovanie-intelektualnyh-sposobnostei-sohranenie-psihologicheskogo-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschih-narushenija-rechi-cherez-primenenie-metoda-kineziologi.html

Приложение


Кенезиологические упражнения

«Перекрестные шаги». Выполнять это упражнение лучше физически, но можно проделать это упражнение и мысленно. Смысл этого упражнения – в интеграции правого и левого полушарий головного мозга, когда включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. Мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Повторяется это упражнение от 4 до 8 раз. Упражнение можно делать под музыку и без нее. Это может быть и обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот, при движении правой ногой нужно коснуться ее левой рукой. Это может быть «маршировка», которую лучше выполнять под ритмичную музыку, шагая на месте. Упражнение улучшает внимание и координацию движений, синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Максимально эффективно это упражнение действует в комплексе с другими при ежедневном выполнении. Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 5-6 минут.

«Перекрестные движения». Выполняем перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем делаем то же самое левой рукой и правой ногой. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

«Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. (Особенно хорошо это упражнение, выполняемое в игровой форме, подходит детям).

Упражнение «Кнопки мозга» готовит глаза к напряженной работе. Левую руку положить на пупок, правой нащупать две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассировать их большим и средним пальцами 30-40 секунд.

Сбалансировать состояние поможет упражнение «Крюки». Стоя скрестить ноги и руки. Язык прижать к небу. Постоять так немного. Сидя, можно класть ногу на ногу и перекрещенными руками держать икроножную мышцу у щиколотки и под коленкой.

Следующее упражнение – «Ленивые восьмерки». Делать его нужно медленно, плавно, описывая движение по большой траектории. Вытянуть правую руку вперед и большим пальцем описывать в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начинать с центра лежащей восьмерки и двигаться влево-вверх. Описав левую часть, перейти к правой. Закончить на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделать три раза. Глазами непрерывно следить за пальцем. Затем то же самое проделать большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепить руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделать движение теперь уже двумя руками (три раза). Это упражнение хорошо выполнять после работы на компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.

«Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

«Позитивные точки» – поможет снять эмоциональное напряжение. Тремя пальцами каждой руки легко коснуться точек на лбу над глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Посидеть в этой позе секунд 40. Напряжение начнет спадать.

Мини-программа для каждого. Эта программа, разработанная на основе опыта кинезиологии, не займет много времени, но пользы принесет много. Десять минут ежедневных занятий - и у человека значительно увеличивается жизненная энергия, он становится устойчивее к стрессам. Кроме того, программа может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головных болях, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с переутомлением, трудностью сконцентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения. Предлагаются следующие упражнения.

«Касание лба». Дотроньтесь пальцами обеих рук до выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же, как и следующее: положите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

«Массаж ушей». Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке, поскольку ушная раковина напоминает эмбрион человека

«Энергетические зевки». Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Когда мы находимся в состоянии стресса, наши челюсти часто сжимаются, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

«Энергетизатор». Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером.

«Солдат и тряпичная кукла». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямьтесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянувшегося в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно становятся то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Ветерок». Исходное положение – сидя за партой или столом. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести протяжно звук «Ш» или «С». 

«Свеча». Исходное положение – сидя за партой или столом. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и выдохните на пальчики, изображающие горящую свечу. Постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

«Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам помещения различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет.

«Гимнастика для глаз». Сделайте плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок должны быть указаны основные направления, по которым будет двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Упражнения выполняются стоя.

Упражнения для развития мелкой моторики синхронизируют работу полушарий, повышают устойчивость внимания.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе и ладонь на плоскости. Выполнить 8-10 раз. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

«Хвалим – ругаем». Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.

«Зеркальное рисование». На доске или на чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

«Горизонтальная восьмерка на бумаге». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), затем левой рукой. А теперь правой и левой одновременно.

«Слон». Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная кинезиология: ключ успеху в школе

Автор: Аджидерская Екатерина Александровна

Дата: 09.03.2018

Номер свидетельства: 461082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства