kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект по развитию речи на тему: "Развитие речи старших дошкольников при использовании дидактических игр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Игра учит детей общатся и понимать друг друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект по развитию речи на тему: "Развитие речи старших дошкольников при использовании дидактических игр".»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»















Образовательный проект

На тему: «Развитие речи старших дошкольников при использовании дидактических игр».













Выполнила: Вадяева Т. М.











Саранск 2024 г.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

1.  Создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников.

2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной возрасту детей 6-7 лет.

3. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Срок реализации: краткосрочный с 01 февраля по 29 февраля.

Ведение

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Актуальность проекта:

Игра - это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра – это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно - неверно'', ''можно - нельзя'' и другие.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Ожидаемые результаты:

- Положительная динамика по развитию речи детей на начало и конец реализации проекта;

- Создание предметно – развивающей среды в группе для речевого развития детей;

- Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс как партнёров;

- Получение новых знаний о развитии речи детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

Подобрана специальная методическая литература по данной теме, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

2 этап: Основной

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включила дидактические игры (игры с предметами, настольные, печатные, словесные).











Перспективное тематическое планирование реализации проекта

Дидактическая игра

Цель и задачи

Содержание игры

Работа с родителями

Февраль

1 неделя

Игры с предметами:

«Из чего сделано?»

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, стекло, дерево, резина), активизировать словарь детей.

Угадывание предмета на ощупь, по описанию, группировка их по материалу.

Познакомить родителей с темой и содержанием проекта.

«Узнай,что изменилось?»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать речь и активизировать словарь.

Называют изменения в расположении предметов.

Анкетирование родителей.

Настольные игры:

«Моё – не моё»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь.

Дети подбирают картинки, группируют предметы (игрушки, посуду, мебель…)

Консультация: «Значение дидактических игр в развитие речи»

«В лесу»

Расширять знания детей о растениях, которые они могут встретить в лесу, с листьями разных деревьев - с их классификацией. Развивать речевое общение

Дети раскладывают карточки: грибы - в корзинку, ягоды - в туесок, листья - в вазу, цветы - в кувшин.  


Словесные игры:

«Я начну, а ты закончи»

Учить составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, противоположное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, используя однокоренной глагол с приставкой противоположного значении (пришли-ушли)


«Скажи наоборот»

Учить детей подбирать антонимы к словам.

Педагог начинает, а дети заканчивают предложение. Дождик вымочит, а солнышко…(высушит)


«Отгадай-ка»

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ребенок описывает предмет, находящийся в группе, не глядя на него. Дети отгадывают.


2 неделя

Игры

с предметами:

«Три ступеньки»

Учить детей ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Дети раскладывают  предметы так, чтобы на первой ступеньке лестнице были те предметы, про которые говорят  один, на второй - одна, на третьей-одно.

Консультация: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«Магазин игрушек»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Продавец (ребенок) продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Рекомендации по речевому развитию: «Игровые дыхательные упражнения» (развитие речевого дыхания).

Обучение родителей.

Настольные игры:

«Определи первый звук в слове»

Упражнять детей в выделении первого звука в слове

Детям раздаются карточки с предметными картинками, затем просят показать  карточку у кого название предмета начинается со звука (а, и, с....)


«Четвертый

лишний»


Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь. Учить находить лишний предмет из группы.

Дети находят лишний предмет из группы, объясняют, почему он лишний.


Словесные игры:

«Радио»

Развивать наблюдательность, упражнять в умение составлять описательный рассказ, активизировать речь.

Один ребенок (диктор) описывает кого-нибудь из детей (внешний вид, характерные особенности.), др. по рассказу узнают этого ребенка.


«Кому что нужно?»

Упражнять детей в классификации предметов, умение называть предметы, необходимые

людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессию, дети необходимые им предметы (врач - тонометр,

градусник, шприц, лекарство…



3 неделя

Игры

с предметами:

«Для чего нужен предмет?»

Закрепить знания о назначении предметов, активизировать речь

Дети рассказывают о предмете, о его использование, выигрывает тот, кто вспомнит больше вариантов применения.

Консультация: «Роль родителей в развитие речи детей»

«Кто что слышит?»

Развивать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.)

У воспитателя  ширма и разные предметы, при действии которых издается звук, на слух дети угадывают предмет (звенит колокольчик).

Консультация: «Какие игры предложить дома»

Настольные игры:

«Пирамида»

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Дети выкладывают в верхний ряд-односложные  слова (рак), во второй ряд- двухсложные слова (ры-ба), в нижний ряд- трехсложные слова(ма-ши-на).


«Животные и их детеныши»

Знакомить с животными средней полосы России, расширять словарный запас ребенка, формировать основы логического мышления

(обобщение, разделение на группы)

Дети составляют цепочку из карточек (самец «папа» - бык, самка - «мама»- корова, детеныш - теленок


Словесные игры:

«Какое слово заблудилось?»

Формировать у детей умение находить точное по смыслу слово.

Воспитатель читает предложение, дети должны найти неточности и заменить слова, чтобы получилось правильное предложение.


«Скажи какой?»

Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки, обогащать речь прилагательными.

Воспитатель предлагает детям:

1.По признакам узнать предмет (Круглое, сладкое, румяное - что это?)

2.Продолжить ряд- снег белый, холодный, серебристый…

3.Составить словосочетания со словами, отвечающими на вопрос какой? и характеризующие предмет по вкусу, цвету и т. д.


4 неделя

Игры с предметами:

«Магазин посуды»

Учить сравнивать предметы посуды по материалу, размеру, назначению.

Чтобы купить посуду в магазине, надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна.

Рекомендация:

«Учим составлять описательные рассказы»

«Похож - не похож»

Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать речь, наблюдательность.

Дети находят похожие предметы, доказывают их сходство.

Рекомендации по речевому развитию: «Дидактические игры, направленные на обогащение словаря».

Настольные игры:

«Чей домик?»


Закреплять названия домов животных, активизировать словарь детей.

Дети подбирают картинки с изображением домиков животных и называют их. (собака живет в конуре ).


«Найди пару»

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся др. от др. одним звуком, развивать фонематический слух.

Дети подбирают картинки, произносит оба названия, голосом подчеркивает их сходство и различие (коса- коза)


«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учить детей составлять рассказ по выбранным картинкам, учить различать положительные и отрицательные поступки.

Дети соединяют два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку. Объясняют  поступки, нарисованные на картинках.


Словесные игры:

«Путаница»


Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватные ситуации.

Воспитатель читает предложение, дети находят смысловое несоответствие и заменяют их словами.

Консультация

«Какие игры предложить дома»

«Найди противоположное слово»

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают антонимы. Сахар сладкий, а лимон…(кислый).




3 этап: Заключительный

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеются разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность, научились контролировать себя, помогать друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают достаточно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, используют в речи многозначные слова, антонимы, синонимы). Дети научились составлять рассказы об игрушках и пересказывать их. Родители совместно с детьми с удовольствием принимали активное участие в реализации данного проекта и в достижении поставленных целей.

По результатам проведённой работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом реализации проекта. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты.






























































Список используемой литературы:

1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.

4. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:
5. Лотарев В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития

речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984..

6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г.

7. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 2009.

8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010.

9.Ушакова О.С.,  Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Вадяева Татьяна Михайловна

Дата: 24.02.2025

Номер свидетельства: 665793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Проектная деятельность в детском саду" "
    ["seo_title"] => string(42) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "157943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421673123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства